Какую роль сыграла лень в развитии человечества, сколько поколений людей уже сменилось на Земле и как определить, чем болели наши предки, жившие тысячи лет назад – об этом и многом другом узнали участники Летней школы НОУ «Курчатовец» из лекции антрополога Елены Судариковой.
Лекция «Поколения людей: с антропологической колокольни» и мастер-класс по методам антропологического исследования прошли 28-29 июля в рамках проекта «Энергия науки» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) Челябинска.
Елена Сударикова – старший научный сотрудник Дарвиновского музея (Москва). Дипломант премии «Лучший молодой специалист в сфере культуры» (2014). Автор выставок «Мамонты идут…», «Колибри — лесные эльфы», «БелоМорские чудовища», «Хвосты», «Химия влюблённости», «Так похожи на людей», «Лемуры и лори» и более 25 выставочных программ.
Что такое человек? Сколько поколений людей жили на Земле и какими они были? Какие самые важные открытия стали причиной удлинения человеческой жизни? Что родители могут передать детям в наследство? Насколько велико влияние родителей на потомков с точки зрения биологии? На эти и многие другие вопросы получили ответ более 60 старшеклассников, интересующихся наукой и научными исследованиями.
Около 7 тысяч поколений общей численностью более 107 миллиардов людей сменилось на Земле за 162 тысячи лет. Какими они были? Что заставляло их развиваться? К удивлению слушателей, основным «двигателем прогресса» зачастую становилась лень. Именно лень и стремление сделать нашу жизнь комфортной заставляли человека изобретать устройства, облегчающие его жизнь.
Интересным для ребят оказался вопрос – что же нас определяет в большей степени: гены или среда. Однозначного ответа на него они не получили, но получили множество фактов для размышления. Ответ на этот вопрос, по мнению Елены, аналогичен ответу на вопрос: что вносит больший вклад в площадь прямоугольника – длина или ширина.
Курчатовцы не просто узнали много нового о том, чем занимается антропология, но и провели собственные исследования, классифицировав предложенные им реальные антропологические находки. Участникам были вручены рёберная кость, а также фотографии фрагментов черепа и челюсти. Была описана местность, в которой сделана находка.
Опираясь на анализ данных о цветении растений в данной местности, базовые характеристики кроманьонца и неандертальца, участники должны были датировать возраст находки, определить время года, которое было при захоронении, пол, возраст, образ жизни и возможные болезни этого человека.
«Никогда не задумывалась, что у человека столько белков и различных генов, особенно поразил тот факт, что у человека есть спящие и мусорные гены (которые ни на что не влияют). Удивительно, как много можно узнать, если у тебя в руках оказывается обычная кость! Спасибо Елене Судариковой за полезные знания и проведённое с пользой время», — сказала после лекции Валерия Лежнева из 3-го отряда.
«Мастер-классы и лекции – всегда одни из самых интересных и необычных мероприятий. На них можно узнать много нового. Казалось бы, в школе все уже рассказали. Но нет! Лично я увлекаюсь биологией, и такой наукой, как антропология, не интересовалась. Теперь я понимаю, что они тесно связаны, и, возможно, в дальнейшем начну заниматься ею. Спасибо большое Елене Судариковой за наглядное объяснение и интересную практическую часть. Лекция действительно интересна для тех, кто увлечён не только биологией, но и историей. Лично мне понравилась манера ведения лекции. Слушать легко, и информация запоминается «на ура»!» — поделилась впечатлениями Татьяна Панкратова из 2-го отряда.
Проект «Энергия науки» запущен ИЦАЭ, чтобы познакомить жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями. Лучшие популяризаторы, ученые и научные журналисты из разных регионов страны рассказывают о темах и проблемах, которыми занимается сегодня наука, о новых теориях, экспериментах, гипотезах.