Радиевый институт Хлопина из Петербурга разрабатывает новую технологию переработки ядерных отходов.
Из технического задания закупки на 14 млн, объявленной Радиевым институтом Хлопина, сбор заявок по которой завершится 9 августа, можно узнать, что петербургские ученые погружены в разработку технологии глубокого фракционирования высокоактивного рафината, образующегося при переработке отработавшего ядерного топлива. И озадачены её адаптацией к требованиям потенциальных зарубежных заказчиков — стран, где работают, строятся или планируются к появлению АЭС на топливе российского происхождения.
В документе объясняется, что при нынешних технологиях переработки ОЯТ в России остается значительное количество радиоактивных отходов (РАО), в том числе высокоактивный рафинат, который подлежит остекловыванию — заливке расплавленным стеклом, чтобы придать форму, пригодную для транспортировки и хранения. Высокоактивные отходы после выдержки для снижения тепловыделения, которая по словам экспертов может длиться до 10 лет, должны отправляться на глубинное захоронение.
Как пояснили в Радиевом институте «Фонтанке», разрабатываемая технология глубокого фракционирования высокоактивного рафината должна решить эту проблему — она сможет существенно сократить или даже исключить возврат заказчику высокоактивных отходов, требующих создания пунктов глубинного захоронения, а долгоживущие радионуклиды планируют подвергнуть трансмутации. То есть поместить их в ядерный реактор, чтобы под действием сильных нейтронных потоков опасные долгоживущие радионуклиды превратить в менее опасные.
В Радиевом институте «Фонтанке» рассказали, что создаваемая технология может быть востребована и в других странах, имеющих атомную энергетику, а источник «Фонтанки» и вовсе говорил о том, что технология может предлагаться отдельно от услуг Росатома. И для этого есть потенциал: как сообщала российская топливная компания ТВЭЛ, она обеспечивает ядерным топливом 76 энергетических реакторов в 14 странах мира и исследовательские реакторы в 8 странах мира. Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе, изготовленном в России. В таком случае, вероятно, потребуется создание мощностей на территории иностранных заказчиков, но и сопутствующие переработке риски останутся на их стороне.