На площадке петербургского научно-производственного комплекса «БПК-Север» в рамках Дня машиностроительных инноваций прошла конференция «Индустрия 4.0. Повышение производительности труда». Ее участники обсудили тенденции развития мирового и российского машиностроения, а также достижения и проблемы отечественного станкостроения. Был подведен итог пятилетнего государственно-частного партнерства в проекте «Станкостроение» госкорпорации «Росатом» и АО «Балтийская промышленная компания» (БПК).
Согласно представленной в докладах информации, мировое потребление и производство станков устойчиво растет в среднем на 4% в год. До недавнего времени рейтинг лидеров станкостроения возглавлял Китай, однако в 2018 году Поднебесная сдала свои позиции. Возможно, это является результатом торговой войны между КНР и США. Но в целом ситуация требует детального исследования.
Понятнее, но и печальнее ситуация в России, где потребление и производство станков сокращается уже достаточно долго. При этом в структуре потребления основную роль играют предприятия и госкорпорации, связанные с ВПК (более 80%). Это накладывает особенности на развитие российского станкостроения.
Дело в том, что ВПК не связан с развитием производства товаров повседневного спроса и гражданским производством. Поэтому он не так чувствителен к современным требованиям по эргономике. Кроме того, продукция военного назначения не имеет прямых конкурентов в стране в связи с бюджетным финансированием заказов.
«В числе факторов, сдерживающих развитие российского станкостроения в массовом сегменте, - дефицит технологических и кадровых компетенций массового производства, отсутствие отечественной компонентной базы локализации полного цикла производства, сокращение рынка потребления и несистемное отраслевое регулирование государством, - отметила генеральный директор АО «БПК» Диана Каледина. - Негатив в развитии обусловлен тем, что в области станкостроения РФ превалирует закрытый тип экономики. Он предполагает ориентацию на внутренние источники сырья, оборудования и сбыта, а также осуществление экспорта для компенсации затрат на импортируемую продукцию».
Сейчас поддержка отечественного станкостроителя фактически свелась к ограничению возможности интеграции с мировой индустрией. В таких условиях стране, в которой отсутствуют передовые станкостроительные технологии и серийное производство компонентной базы, создавать конкурентную продукцию более чем затруднительно.
Представители отрасли в очередной раз напомнили о несовершенстве нынешней редакции постановления правительства РФ № 719, в соответствии с которым предстоящее повышение локализации до 70% ставит отрасль под удар.
«Декларируемые нормы практически невыполнимы ни для одного предприятия, работающего в сфере станкостроения»,
- констатировал первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Михаил Лобин.
Остается надежда, что представители Минпромторга это тоже понимают, поскольку на данный момент идет работа над новой концепцией станкостроения. Вероятно, требования, касающиеся продукции станкостроения, в чем-то будут повторять соответствующую программу в автопроме.
Еще одно условие выживания на рынке - сотрудничество и объединение. Понимая это, станкостроительные компании стараются создавать совместные проекты, объединяя свои возможности и компетенции, в том числе с государством и зарубежными коллегами. Ярким примером такого сотрудничества является государственно-частное партнерство в проекте «Станкостроение» ГК «Росатом» и АО «БПК», которому в этом году исполняется пять лет.
«На данный момент мы имеем самый большой портфель заказов (включая зарубежные) по новому строительству: 36 блоков в 12 странах мира, - рассказал заместитель директора департамента промышленности ядерных боеприпасов ГК «Росатом» Виктор Харушкин. - Это накладывает отпечаток на требования госкорпорации в роли потребителя машиностроительной продукции. Поэтому с 2012 года мы вплотную занялись станкостроением».
«К 2019 году ГК «Росатом» в кооперации с Балтийской промышленной компанией освоили новую гамму металлообрабатывающих станков под маркой F.O.R.T. и последовательно увеличивают внутреннее производство комплектующих, вовлекая заводы отрасли в процессы импортозамещения и локализации на наших предприятиях», - отметили производственники.
В рамках Дня машиностроительных инноваций был объявлен старт совместного производства пяти осевых металлорежущих станков Балтийской промышленной компании и Buffalo Machinery (Тайвань).
«Под российской торговой маркой F.O.R.T. уже было выпущено несколько моделей станков, и на данный момент ведется работа по введению в производство пятиосевого оборудования нового поколения, - подтвердил президент компании Buffalo Machinery доктор Поль Чанг. - Одной из стратегических задач является экспорт оборудования на мировой рынок, в Китай и другие страны».
Ректор МГТУ «Станкин» Елена Катаева рассказала о создании на базе университета ассоциации «Цифровые инновации в машиностроении». Учредителями ассоциации стали 29 организаций, в числе которых высокотехнологичные предприятия машиностроения, флагманы российского IT-рынка, ведущие образовательные и научные организации.
Что касается перспектив рынка, то современное станкостроение идет по пути кастомизации продукции, когда тенденции отрасли формирует заказчик. То есть происходит индивидуализация станков под заказы конечных потребителей. Но это возможно лишь с использованием новых технологий, которые позволяют добиться большей точности, лучшего качества поверхности и уменьшения конечной стоимости готовых деталей.
«Цикл жизни станка постепенно сокращается, - подчеркнула Диана Каледина. - Волны инноваций (прежде всего технологии SMART) определяют новые уровни конкурентных преимуществ. Основные стимуляторы спроса на продукцию станкостроения формируются изменениями в мировой энергетике, а также в актуальных подходах к окружающей среде. Например, в 2018 году на рынке наблюдался дефицит комплектующих, который возник в связи с запуском программы развития проектов по возобновляемым источникам электроэнергии. А немецкие автоконцерны активно трансформируют технологическое оборудование, предвосхищая предстоящую замену бензиновых и дизельных двигателей на электрические».