Как известно, широкому распространению электромобилей мешает недостаток зарядных станций. Сейчас их работу обеспечить легко, но что будет через несколько лет, когда в городах будет двадцать и более процентов электромобилей. Как-то надо будет обеспечивать их одновременную быструю зарядку. Чешская компания Skoda решила подумать об этом и обещает революцию.
Действительно, представьте, как четверть, треть или даже половина машин, которые стоят у вас во дворе, в 20:00 встают на зарядку и, при этом безумной ношей наваливаются на электросеть.
Можно установить в зарядные станции аккумуляторы, которые собирают энергию и потом передают ее в автомобили. В этом случае нагрузка на сети распределяется более равномерно. Такие системы уже работают, но при их использовании мы получаембольшой вред для экологии. Плюс долговечность тоже страдает, так как химические накопители энергии имеют свой, зачастую очень ограниченный, ресурс.
В классической схеме зарядка автомобиля выглядит как подключение к станции, которая запитана от электросети. Автомобиль получает энергию с разной скоростью в зависимости от мощности станции, нагрузки на нее и установки в ней буферного аккумулятора. Но специалисты Skoda предложили новый способ зарядки, который они считают революционным, хотя, ему уже около пятидесяти лет.
На днях компания представила зарядную станцию, которая будет использоваться, в том числе, и для этих автомобилей. Это специальная 100-киловаттная система, интегрированная с накопителем Chakratec.
Главной отличительной особенностью зарядной станции является применение в ее конструкции маховика в качестве накопителя энергии. Такая система не только исключает пиковые нагрузки на инфраструктуру и позволяет быстро зарядить автомобиль, но и существенно увеличивает ресурс станции. По заявлениям самой компании он увеличится до 200 000 циклов или примерно 20 лет работы. Кроме этого, существенно снизится воздействие на окружающую среду, так как химический аккумулятор далеко не самая экономичная вещь.
Чего-то принципиально нового в идее использования маховика нет. Его уже применяли в автоспорте для кратковременной прибавки мощности, которая снималась с маховик, раскрученного излишней энергией торможений.
Также подобную систему пытались применить и в дорожных автомобилях. Был даже экспериментальный автобус, который за счет использования маховика, накапливающего энергию на торможении или качении с горки, экономил до 40 процентов топлива. Вот только Нурбей Гулиа, который и занимался активным продвижением этой технологии, не нашел поддержки среди советского правительства, и технология не стала массовой.
Был и такой экспериментальный автомобиль с приводом на передние колеса от ДВС, а на задние от маховика.
Многим может показаться, что маховик это что-то устаревшее и неприменимое в наше время. Такие рассуждения связаны с тем, что это механика, от которой в последнее время принято уходить в сторону электрики. Тем не менее, именно маховик является самым энергоэффективным накопителем энергии из тех, что сейчас известны человечеству.
Представьте колесо велосипеда, которое вы сильно раскрутили, подняв или перевернув его. Теперь попробуйте резко остановить его. Инерция не даст вам этого сделать легко. А теперь представьте, что маховик крутится со скоростью 30000 оборотов в минуту. Присоединяем к нему генератор и получаем источник энергии, который будет работать достаточно долго.
Если раскрутить такую штуку, то энергии с нее потом можно получить много.
Минусом маховика является его относительно небольшое время вращения. То есть он преодолевает сопротивление воздуха и сопротивление подшипников. Но ведь можно использовать магнитный подвес и поместить всю конструкцию в вакуум. Так мы можем избавиться от сопротивления и продлить время вращения маховика до безумных значений, которые будут измеряться не часами и днями, а даже месяцами.
В свою очередь, плюсом маховика является возможность его докрутки. То есть накопить в нем энергию от ветряной станции, электромотора или рекуперативного торможения очень просто. После этого в нужный момент энергию можно будет взять для раскрутки генератора. Система получается одновременно и простая, и гениальная.