Госкорпорациям придётся рассказать об использовании бюджетных средств и о взаимосвязи зарплат руководства с достигнутыми успехами. Также компании отчитаются о социальной деятельности и экологической политике. Соответствующий законопроект перед вторым чтением обсудили на «круглом столе» в Госдуме.
Роскосмос «потерял» 800 миллиардов
В России семь госкорпораций — некоммерческих организаций, созданных на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или других функций. Особенностью статуса госкорпораций является достаточно слабый контроль со стороны государства и мягкие требования к раскрытию информации о деятельности. Контролирует работу таких компаний Правительство РФ на основе ежегодного годового отчёта и аудиторского заключения.
О необходимости усиления надзора и повышения прозрачности работы госкорпораций уже давно говорят эксперты и парламентарии. Особые нарекания вызывают огромные зарплаты топ-менеджеров и нецелевое расходование средств.
«На сегодня госкорпорации обязаны отчитываться перед кабмином, но данные аудита говорят о том, что этого недостаточно, — считает лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. - Вспомним скандальный пример с Роскосмосом. Счётная палата выявила в работе госкорпорации за 2017 год нарушения на рекордные суммы: почти 800 миллиардов рублей затерялись в финансовой «чёрной дыре»…»
Депутат уверен, что за деятельностью государственных компаний и госкорпораций нужны дополнительные инструменты контроля. В связи с этим он предложил обязать их отчитываться перед парламентом, приглашая на пленарные заседания Госдумы. Соответствующий законопроект внесён в июле прошлого года и ещё не дошёл до первого чтения.
Между тем Правительство подготовило свою инициативу, наделяющую кабмин полномочиями утверждать требования к форме и содержанию годовых отчётов корпораций. Документ принят в первом чтении 13 ноября 2019 года, а ко второму чтению в Госдуме подготовили поправки, которые поставят руководство госкорпораций в жёсткие рамки. Теперь им придётся рассказать не только о том, как используются бюджетные средства, но и как формируется их зарплата.
По словам главы Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, предлагается закрепить требования, чтобы подобные ежегодные отчёты содержали информацию о выполнении программы деятельности госкорпорации, об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета, о распоряжении и отчуждении имущества организаций.
В отчёте нужно будет также указать взаимосвязь размера вознаграждения руководства с результатами реализации установленных планов, а также причины отклонения фактически достигнутых ключевых показателей от целевых. Также в документе расскажут о фактически произведённых выплатах и решениях о премировании сотрудников или лишении их премии. При этом потребуется аргументировать — почему выдали премии и за что лишили поощрений.
Кроме того, в отчёт включат нефинансовые показатели. «Предлагается принять новые требования по наличию нефинансовой отчётности, чтобы в отчёте нашли отражение вопросы, связанные с социальной ответственностью, кадровой политикой корпораций, а также вопросы, связанные с экологией и охраной окружающей среды», — отметил Николай Николаев.
Росимущество поддерживает инициативу. Замруководителя ведомства Илья Петров предложил публиковать в отчётах и вопросы управления дочерними обществами госкорпораций. «Как правило, практически все корпорации осуществляют свою деятельность через управление дочерними обществами», — констатировал он.
В свою очередь, председатель экспертного совета Института экономики РАН по проблемам корпоративного управления с государственным участием Андрей Воронин считает необходимым для повышения квалификации управленцев принять в России профессиональные стандарты для руководства корпораций. По его словам, профстандарт должен распространяться на все компании с госучастием, включая госкорпорации, их дочерние общества и, может быть, институты развития. А уже на базе этого профстандарта он предлагает создать и образовательные стандарты в ведущих вузах.
Представители госкорпораций, присутствовавшие на «круглом столе», в целом поддерживают инициативу. Заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Рубен Амирьянц отметил, что нет возражений и замечаний по законопроекту, так как компания уже отчитывается за достижение показателей эффективности. Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета регулирует ст. 78.3 Бюджетного кодекса, где записано, что при принятии решений о выделении госсубсидий решается вопрос о том, насколько эти суммы соответствуют целям и направлениям деятельности корпорации. Контроль за расходованием этих денег осуществляет Счётная палата.
Старший управляющий директор правового департамента ВЭБ РФ Евгений Веденеев отметил, что законопроект требует более детального обсуждения. «Никто не оспаривает важности контроля и прозрачности деятельности госкорпораций, так как значительные государственные средства поступают на их развитие, — подчеркнул он. — Но вопрос о расширении годовой отчётности требует более серьёзного анализа, так как этот отчёт подлежит обязательному опубликованию. Раскрыть информацию государственным органам — это одно, а всему миру — это другая ситуация». Он считает, что не нужно, например, обнародовать информацию о вознаграждениях и выплатах.
Законопроект не предусматривает, что нужно будет раскрывать коммерческую или государственную тайну.
Николай Николаев согласился, что корпорации выполняют большой объём работ, которые включают в себя и вопросы непубличного характера. «Законопроект не предусматривает, что нужно будет раскрывать коммерческую или государственную тайну», — заверил парламентарий.
СПИСОК ГОСКОРПОРАЦИЙ
Агентство по страхованию вкладов
ВЭБ РФ
Роскосмос
Росатом
Ростех
Роснано
Фонд содействия реформированию ЖКХ