18 февраля 2020

Первые выпускники Центра подготовки инструкторов нового поколения Технической академии Росатома приступили к преподавательской деятельности

Сегодня амбициозный проект по подготовке молодых инструкторов, второй год реализуемый Технической академией Росатома, представляет свои первые плоды. Завершив обучение и успешно сдав экзамены, семь выпускников получили квалификацию специалиста по подготовке персонала АЭС первой категории и приступили к преподавательской деятельности.

«Для своевременного и успешного обучения персонала в рамках реализации проектов Госкорпорации «Росатом» по строительству атомных станций за рубежом, Техническая академия поставила перед собой задачу подготовить англоговорящих инструкторов из числа выпускников технических вузов страны. Первые слушатели начали осваивать учебные программы в 2018 году. Обучение проводится по двенадцати направлениям: от начальника смены отдела радиационной безопасности до начальника смены блока», – пояснил директор Международного центра подготовки персонала АЭС Евгений Полев.

Сегодня в обнинском центре Технической академии, а также в ее Нововоронежском и Санкт-Петербургском филиалах обучается порядка семидесяти выпускников опорных вузов Росатома со всей России. В нынешнем году предстоит набрать еще столько же. Требования к кандидатам на этапе входного контроля достаточно высокие: английский язык на уровне Intermediate и средний балл по техническим дисциплинам — 4,3.

В среднем им по 25 лет — молодым амбассадорам отечественных ядерных знаний. Мастер-класс по активным методам обучения для инструкторов нового поколения

Ян Соломеин – выпускник Уральского федерального университета, до обучения в Технической академии Росатома два года работал оператором реакторного отделения на Белоярской атомной станции. Сегодня Ян наряду с остальными молодыми сотрудниками центра читает лекции по базовому курсу подготовки персонала для специалистов АЭС «Руппур» и участвует в разработке учебно-методических материалов для турецких слушателей.

«Для лектора важно войти в контакт с аудиторией. Не просто включил презентацию и читаешь – мы учимся взаимодействовать со слушателями, вовлекать их в процесс обучения. Лучшему пониманию между обучаемым и преподавателем способствует прямая коммуникация – без необходимости перевода. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы свободно владеть английским языком», – убежден Ян Соломеин.

Языковое обучение инструкторов в Технической академии – непрерывный и интенсивный процесс. Это и занятия с преподавателями академии по техническому английскому и общему коммуникативному курсу, и подготовка презентаций с последующей защитой, и частые выступления перед аудиторией. По словам руководителя отдела лингвистического сопровождения проектов, организатора обучения английскому языку Елены Казаковой, «успешное начало преподавательской деятельности выпускников стало возможным благодаря специально разработанной в академии программе английского языка для обучения инструкторов. Кроме того, в Технической академии созданы благоприятные условия для постепенного апробирования полученных навыков в реальном проекте по обучению персонала АЭС. Немаловажное значение имеет и личное стремление обучаемых, их увлеченность и трудолюбие в овладении языком».

Для специалиста по подготовке персонала АЭС Елены Скоропад изучение английского не только приобретение необходимого профессионального навыка в рамках обучения, но и увлечение, благодаря которому девушка побывала на языковых курсах в Англии. Приехав в Обнинск с родины Балаковской АЭС, Елена закончила МИФИ по специализации «Радиационная безопасность атомных станций» и работала в МРНЦ им. А. Ф. Цыба в должности инженера в отделении клинической дозиметрии и топометрии.

«Помимо знания технологических аспектов и владения английским языком, будущему инструктору необходимо также освоить педагогические методики. Поначалу я чувствовала себя несколько зажато. Специальные тренинги по инструкторскому мастерству помогли раскрепоститься, – признается Елена Скоропад. – Кроме того, в ходе этих тренингов мы научились выстраивать четкую структуру занятия: от целей обучения до результатов. Чтобы достичь понимания слушателей, важно последовательно излагать материал, правильно расставлять акценты, останавливаться для разъяснения возникающих вопросов. Также инструктору необходимо приводить примеры из опыта эксплуатации станции. Для этого мы прошли две стажировки общей длительностью полгода на Нововоронежской АЭС. Это было очень полезно для нас. Но хотелось бы еще многое увидеть».

Комплексно решать задачу подготовки инструкторов помогает объединение Технической академии как учебного центра и Концерна «Росэнергоатом» как эксплуатирующей организации, а также участие молодых специалистов в отраслевых семинарах и мероприятиях по линии МАГАТЭ. Рядом с начинающими сотрудниками центра находятся опытные наставники, постепенно вовлекающие молодежь в преподавательскую деятельность.

«К чтению лекций нас начали привлекать еще в процессе обучения. Преподаватели Технической академии всегда нас поддерживали. Чем больше читаешь, тем увереннее себя чувствуешь. Сейчас самое важное – нарабатывать опыт», – говорит инструктор Владимир Шилов.

Сегодня работу молодых лекторов оценивают уже сами слушатели – специалисты строящейся станции в Бангладеш, проходящие подготовку в Технической академии Ростома. На основании анкет обратной связи организаторы обучения могут определить уровень владения английским языком, навыки чтения лекций, точность ответов на вопросы и даже поведение инструкторов. На старте преподавательской деятельности результаты опроса обучаемых достаточно высокие: средняя оценка молодых сотрудников Международного центра подготовки персонала АЭС по названным показателям – 100 баллов.

«В Технической академии создана среда для сотрудничества, коммуникаций и проработки основных инструкторских компетенций в соответствии с лучшими мировыми практиками, – говорит директор Центра подготовки инструкторов Леонид Кумков. – Это позволяет своевременно выявлять трудности, с которыми сталкивается международный инструктор в своей работе, и обозначать пути их преодоления. Но нужно помнить, что обучение – это взаимный процесс, в результате которого слушатели должны достигнуть цели, поставленной преподавателем. Методы и средства достижения аудиторией нужного уровня понимания материала у каждого преподавателя индивидуальные. А индивидуальность обретается со временем».

Молодые специалисты Технической академии Росатома. Нововоронежская АЭС