4 марта 2020

Украинский "Энергоатом" предлагает создать рабочую группу для решения критических проблем рынка электроэнергии

Энергоатом Энергоатом

Проблемы законодательного обеспечения и функционирования атомной отрасли и проблемы с расчетом на рынке электроэнергии обсудили на совещании в НАЭК «Энергоатом» руководители подкомитета по вопросам ядерной энергетики и ядерной безопасности ВР Украины Остап Шипайло, Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Григорий Плачков, директората развития ядерной энергетики и атомной промышленности Александр Шуст, Энергоатома Павел Павлышин и ГП «Энергорынок» Юрий Гнатюк.

В частности, Остап Шипайло сообщил, что критически важные для деятельности НАЭК «Энергоатом» законопроекты, направленные на окончательное урегулирование кредиторской и дебиторской задолженности на оптовом рынке электрической энергии и на избежание ослабления государственного регулирования безопасности использования ядерной энергии, внесенные им и его коллегами по Комитету ВР по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг - Юрием Камельчуком, Дмитрием Припутнем и Андреем Герусом, уже зарегистрированы и получили положительные заключения профильных комитетов. В то же время, законопроект по защите средств финансового резерва, предназначенного для снятия с эксплуатации ядерных установок, от инфляции, принятие которого требуется условиями Гарантийного соглашения с ЕБРР, которое ратифицировано ВР Украины в мае 2014 года, до сих пор не передан на рассмотрение Кабинета Министров Украины Министерством энергетики и защиты окружающей среды.

Как отметил руководитель НАЭК «Энергоатом» Павел Павлышин, основными проблемами для компании в условиях функционирования нового рынка электроэнергии остаются механизм ПСО и платежеспособность ГП «Гарантированный покупатель». Так, с начала 2020 года долг ГП «ГарПок» перед ГП «НАЭК «Энергоатом» 2,8 млрд грн, при этом за февраль прирост долга составляет более 1,8 млрд грн. То есть, за проданную электроэнергию, включая ПСО, Энергоатом получил лишь половину средств. И это в условиях, когда механизм возложения специальных обязанностей (для компенсации разницы в цене для населения и расходов на «зеленый тариф») не обеспечивает покрытия экономически обоснованных расходов Энергоатома, в частности - на оплату диспетчеризации и акцизного налога. Он акцентировал внимание на том, что отсутствие своевременной и полной оплаты электроэнергии для Энергоатома привело к дефициту средств на выполнение производственной программы, на оплату свежего ядерного топлива и полного отсутствия финансирования инвестпрограммы по статье «Капитальное строительство».

«Это означает, что Компания получит штрафные санкции от поставщиков и подрядчиков в виде пени, а если ситуация срочно не решится, то уже в марте мы возможно будем испытывать дефицит средств на уплату налогов и заработной платы», - отметил Павел Павлышин.

В свою очередь Председатель Госатомрегулирования Григорий Плачков отметил, что есть опасения, что финансовый дефицит компании может привести к невыполнению запланированных мероприятий по переоценке безопасности и сделает невозможным предоставление разрешения на пуск энергоблоков АЭС после выполнения планового предупредительного ремонта, в частности - ЗАЭС-5, у которого в мае 2020 года завершится проектный срок эксплуатации. Неспособность лицензиата соблюдать условия осуществления заявленного вида деятельности, установленные нормами и правилами по ядерной и радиационной безопасности, может привести к приостановке действующей лицензии, - отметил глава ГИЯРУ.

Также Григорий Плачков обратил внимание на ситуацию вокруг пересмотра квалификационных требований Министерством энергетики и защиты окружающей среды к руководителю НАЭК «Энергоатом». Он отметил, что поскольку президент Энергоатома получает лицензию Госатомрегулирования Украины, то образование, квалификация и опыт работы в сфере ЯРБ, являются важными факторами.

По его словам, также должно быть сформировано понимание важности принятия проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно безопасности использования ядерной энергии», поскольку вопросу независимых функций Госатомрегулирования Украины уделяет большое внимание исполнительный орган ЕС - Европейская Комиссия. «Неоднократно со стороны ЕК поднимался вопрос приостановления проектов для регулирующего органа в случае промедления с принятием соответствующих законопроектов по восстановлению независимых функций регулирования ядерной и радиационной безопасности», - сообщил председатель Госатомрегулирования, подчеркнув, что все озвученные им проблемы напрямую связаны с безопасностью и находятся под пристальным вниманием как регулирующего органа, так и международных партнеров.

Генеральный директор ОП «Энергоатом-Трейдинг» Сергей Бедин напомнил, что 1 марта 2020 года вступили в силу новые Правила на рынке электрической энергии, которые дали Энергоатому право участия в балансирующем рынке с учетом технологических особенностей энергоблоков АЭС. Он сообщил, что заявление о присоединении к договору об участии в балансирующем рынке Энергоатом уже подал в НЭК «Укрэнерго».

Все участники совещания поддержали предложение НАЭК «Энергоатом» Министерству создать рабочую группу с участием НКРЭКУ, Минэкоэнерго, участников электроэнергетического рынка с целью решения сложившейся ситуации.

«Мы уверены, что выход есть, но для этого необходимо абстрагироваться от личных интересов, вспомнить, что все мы работаем в первую очередь на украинское государство», - отметил Павел Павлышин.

Государственное предприятие Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» является оператором четырех действующих атомных электростанций Украины (Запорожской, Ровенской, Южно-Украинской и Хмельницкой). На 4-х украинских АЭС эксплуатируется 15 атомных энергоблоков, из которых 13 типа ВВЭР-1000 и два - ВВЭР-440, общей установленной мощностью 13 тыс. 835 МВт.