Члены специализированного научно-технического совета по проблемам радиационной безопасности населения Челябинской области посетили Белоярскую АЭС. В состав делегации вошли представители Правительства и Законодательного собрания региона, Центра гигиены и эпидемиологии, Роспотребнадзора, РосРАО, Центра медицины катастроф, Уральского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Центра гражданской обороны и защиты населения.
Участники визита обсудили с руководством АЭС вопросы обеспечения радиационной безопасности станции, организации радиационного контроля и радиоэкологического мониторинга.
«Ваш интерес к Белоярской АЭС и надёжности наших энергоблоков понятен. Жителям вашего региона важно знать, что ядерный объект, находящийся неподалеку, не представляет угрозы. Наша станция обеспечивает 16% потребности Свердловской области в электроэнергии, а часть энергии с наших энергоблоков поставляется именно в Челябинскую область. Белоярская АЭС является единственной в мире станцией, которая вот уже 40 лет успешно и безопасно эксплуатирует уникальные реакторы на быстрых нейтронах. Мы рады вашему приезду и готовы поделиться своим опытом и рассказать об особенностях нашей работы», — поприветствовал гостей директор Белоярской АЭС Иван Сидоров.
Специалисты научно-технического совета посетили главные производственные площадки энергоблока БН-800 и пообщались с эксплуатирующим персоналом. Заместитель главного инженера по эксплуатации 4-го энергоблока Илья Филин отметил, что технология БН – одна из самых безопасных в мире по многим показателям:
«Отличительной чертой энергоблоков БН-600 и БН-800 является отсутствие избыточного давления в корпусе, что гарантирует целостность установки. На быстрых реакторах используются системы безопасности пассивного принципа, то есть работающие в силу физических законов природы: в случае превышения тех или иных параметров работы ядерная реакция самозатухает, реактор самозаглушается и самоохлаждается, даже если не получит команду от человека или автоматики», — отметил Илья Филин.
Он также добавил, что реакторы на быстрых нейтронах способны нарабатывать ядерное топливо. Причём, полученный плутоний можно использовать бесконечное количество раз — нужна лишь небольшая добавка. Кроме этого, БН может работать на компонентах отработанного ядерного топлива традиционных АЭС: то, что раньше было радиоактивным «мусором», после доработки снова идёт в дело. Такое замыкание топливного цикла служит сокращению ядерных отходов на Земле.
«Белоярская АЭС и профессионалы, которые здесь работают, произвели на нас колоссальное впечатление, — сказал начальник управления гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Министерства общественной безопасности Челябинской области Игорь Вдовкин. — Уровень работы, который нам продемонстрировали на станции, создает абсолютную уверенность и спокойствие за надёжность, безопасность и экологичность ядерного объекта. Светлые головы, холодное сердце и умелые руки — вот так, перефразировав известную фразу, можно охарактеризовать ваших специалистов. Увидев всё воочию, у нас нет никаких сомнений в том, что технологию быстрых реакторов нужно развивать».
Напомним, что в топливе для реакторов БН используется уран-238, который ещё называют отвальным, потому что до появления реакторов на быстрых нейтронах ценности не представлял и просто складировался в огромных количествах. Остальные действующие в мире АЭС работают на уране-235, которого в природном уране всего 0,7%. Таким образом, уран-238 составляет 86,7% энергетического потенциала всех природных ресурсов России. Для сравнения, потенциал угля составляет всего 8,7%, природного газа – 3,4%, а нефти – 0,8%.