В НИЯУ МИФИ прошло ежегодное собрание профессорско-преподавательского состава вуза, посвященное началу учебного года. Собрание состоялось в онлайн-формате, уже привычном для вузовского сообщества.
С приветственным словом к коллегам и гостям обратился ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов. Он отметил, что пандемия коронавируса внесла значимые коррективы в образовательный процесс во второй половине учебного года. Вуз перешел на «гибридную» форму обучения, сочетая очные и дистанционные форматы занятий.
Ректор НИЯУ МИФИ напомнил о важных событиях прошедшего (2019-2020) учебного года. Это открытие первого зарубежного филиала вуза в Республике Узбекистан; реализация программы повышения квалификации глав атомных городов с участием МИФИ; открытие лаборатории финансовой разведки на базе ИФТЭБ НИЯУ МИФИ; фестиваль иностранных студентов «Все флаги в гости будут к нам» на площадке ИАТЭ НИЯУ МИФИ и День российского студента. Знаковым событием прошедшего учебного года стало открытие памятника создателям советского атомного проекта, который продолжил аллею ученых, заложенную на территории НИЯУ МИФИ несколько лет назад. Также в университете в присутствии главы Росатома Алексея Лихачева открылся студенческий офис, объединивший в себе два современных пространства — многофункциональный центр и коворкинг-зону.
Михаил Стриханов отметил успехи студентов во Всероссийской олимпиаде «Я — профессионал»: команда НИЯУ МИФИ заняла почетное 4-е место, победителями и призерами олимпиады по 22 направлениям стал 121 человек. Еще одной значимой победой стали достижения студентов НИЯУ МИФИ в III Национальном межвузовском чемпионатеWorldSkills Russia в ноябре 2019 года и в V отраслевом чемпионате AtomSkills 2020, который прошел летом.
«Речь идет не только о рабочих специальностях, сейчас все больше центр тяжести перемещается в наукоемкие специальности», — подчеркнул ректор НИЯУ МИФИ.
Второй семестр проходил в дистанционном формате. Одним из знаковых событий этого периода стал онлайн-выпускной, который, благодаря технологиям, максимально был приближен к очному формату.
После отчетного доклада ректор вернулся к актуальной повестке, уделив особое внимание новой реальности, в которой начинает новый учебный год наш университет. Требования Роспотребнадзора стандартны для всех вузов: строгий масочный режим на территории университета, бесконтактная термометрия студентов и преподавателей на входе и выходе, периодическая обработка рук антисептиками.
Для студентов и преподавателей разработаны памятки по организации образовательного процесса в новых условиях. Они доступны на сайте НИЯУ МИФИ.
Ректор обратил внимание на необходимость строгого выполнения новых правил, связанных с предупреждением распространения коронавирсной инфекции.
«К группам риска отнесены преподаватели в возрасте 65 плюс, им запрещено Роспотребнадзором очное проведение занятий. Лекционная нагрузка будет для них переведена в режим онлайн, а семинары пройдут в смешанном формате. Этот вопрос необходимо решать каждому институту индивидуально. Вторая группа риска — это люди с хроническими заболеваниями, как преподаватели, так и студенты, которые также по правилам должны работать удаленно», — сообщил руководитель университета.
Один из важных пунктов образовательного процесса в новой реальности — это работа с иностранными студентами. В МИФИ сегодня обучается около 1500 студентов из нескольких десятков государств. Все студенты, прибывшие в Россию, должны будут пройти 14-дневный карантин.
Основное правило, которому будет следовать МИФИ в период пандемии, — максимальное сокращение количества сотрудников и студентов, одновременно находящихся на территории вуза, для минимизации рисков заражения. Так, нахождение студентов на территории вуза будет сведено к минимуму — строго в рамках учебного расписания.
Особое внимание ректор уделил работе с первокурсниками. За студенческими группами первого курса закреплены кураторы, чтобы ребят постепенно ввести в жизнь вуза.
Следующая часть выступления была посвящена планам на новый 2020-2021-й учебный год.
«Один из выводов периода, в котором мы живем, это возможность гибридного образования — очного плюс онлайн, — подчеркнул М. Стриханов. — В период жестких ограничений в НИЯУ МИФИ было создано множество онлайн-курсов. Всего за 2019-2020 учебный год было разработано и размещено на международных и российских платформах 90 новых онлайн-курсов, это в 2,5 раза больше, чем в предыдущие периоды. Общее число слушателей на всех платформах превысило 450000 человек. 6000 студентов МИФИ изучили курсы на Национальной платформе открытого образования. Сейчас ведется разработка 9 курсов совместно с индустриальными партнерами. Таким образом, весенний семестр прошел без потерь. Я думаю, что эту работу надо продолжить: все лекции в осеннем семестре будут проходить дистанционно, а семинарские занятия по принципу «микс» — очное плюс дистанционное. Все признают — и на уровне правительства, и на уровне Минобрнауки, что пандемия дала сильнейший толчок к развитию онлайн-форм образовательного процесса».
Ректор заострил внимание на важнейших задачах, которые университету необходимо решить в ближайшее время для того, чтобы обеспечить себе достойное будущее.
«Первое — это «цифровой университет», а именно — полная автоматизация всех процессов управления и связей между ними, — отметил М. Стриханов. — Вторая задача — цифровизация образования. Это не только онлайн-лекции, но и процессы контроля успеваемости, расписание занятий, формирование индивидуальных траекторий студента - в настоящее время мы прорабатываем технологию этого процесса. Следующая задача — стыковка систем нашего «цифрового университета» с системами работодателей и партнеров, прежде всего Росатома, ОПК, Курчатовского института, РАН. Также важно оцифровать секторы, связанные с наукой и инновациями, чтобы они подкрепляли образование. Цифровизация должна включать в себя и региональную сеть, которая сейчас состоит из 17 филиалов НИЯУ МИФИ».
Продолжая доклад, ректор остановился на основных итогах реализации программы повышения конкурентоспособности университета, в которой МИФИ участвует с 2013 года. В серьезной борьбе за лидерские позиции с 21 ведущим университетом МИФИ третий год подряд занимает место в тройке вузов-лидеров в ряде рейтингов. В большинстве международных рейтингов НИЯУ МИФИ входит в пятёрку лучших российских вузов (THE, ARWU, U.S. News & World Report). Пятый год подряд МИФИ занимает лидерские позиции в предметном рейтинге вузов QS, несколько лет подряд был в лидерах в предметном рейтинге THE Physical Sciences.
Тем не менее, ректор отметил необходимость диверсификации деятельности университета. «Мы не можем строить свою политику на двух-трех монодисциплинах, поэтому мы взяли на себя обязательства к 2030 году войти в новые предметные рейтинги по 24 дисциплинам. Это и науки о жизни, и биология, и экономика, и химия», — подчеркнул он.
Еще один большой проект — развития НИЯУ МИФИ — разработан совместно с Госкорпорацией «Росатом». В нем, в частности, уделяется большое внимание развитию филиальной сети.
«В ряде филиалов мы уже достигли поставленной цели — вузы стали одними из лучших по своему региону. В 2020 году мы сконцентрировались на развитии имущественного комплекса филиалов МИФИ — строительстве общежитий в регионах. Также на территории МИФИ в Москве возводится новый корпус почти на 1000 мест», — подчеркнул ректор.
Большая работа в течение учебного года была проведена совместно с Госкорпорацией «Росатом» по разработке Стратегии развития НИЯУ МИФИ до 2030 года. Для этого были сформированы семь рабочих групп, куда вошли преставители Росатома и НИЯУ МИФИ. В настоящее время сформулирована миссия университета: генерация, распространение, применение и сохранение научных знаний в интересах решения глобальных проблем XXIвека, развития конкурентоспособности России на высокотехнологичных рынках. Обозначены стратегические приоритеты НИЯУ МИФИ, среди которых: лидерство в подготовке инженеров будущего, участие в научно-технологических прорывах в перспективных областях (ядерные, цифровые, искусственный интеллект, радиофотоника) в ближайшие 10 лет, выход на глобальный рынок образовательных услуг, цифровой университет, развитие филиалов, креативная среда, интеграция с ключевыми партнерами.
Говоря о планах дальнейшего развитии университета, ректор МИФИ сообщил об участии вуза в новых крупных проектах. Один из них — программа стратегического академического лидерства, в основу которой легли принципы интеграции и кооперации научных и образовательных организаций, а также принципы конкуренции и открытости. Программа разработана Минобрнауки РФ в этом году. Согласно новой программе, вузы могут претендовать на присвоение статуса Национальных опорных или Национальных исследовательских университетов. Программа ориентирована до 2030 года, а первая контрольная точка — 2024 год. В настоящее время в МИФИ создана рабочая группа, которая работает над заявкой на участие в проекте. Ректор вновь обратил внимание на публикационную активность: при подаче заявки на статус НИУ в новой программе этот критерий — один из важнейших, причем речь идет о публикациях в журналах первого-второго квартиля.
Вторая важная для МИФИ программа — «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период 2024 года» (Комплексная программа РТТНИ). В настоящее время МИФИ ведет совместно с Росатомом проекты с конкретными результатами, которые могут быть «вписаны» в эту программу. Это прежде всего исследования в области термоядерной науки и технологий.
Следующая важнейшая программа федерального уровня связана с развитием синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019-2027 годы.
«Мы активно участвуем в этой работе — координируем работу по подготовке кадров для научных мегаустановок. В ближайшее время нас ожидает работа в Протвино на возрожденном источнике синхротронного излучения и в Курчатовском институте», — отметил ректор.
Еще одна большая программа связана с радиофотонными технологиям. «Это фактически стык фотонных, лазерных технологий и микроэлектроники, что ведет к перспективным разработкам в системе связи 5-го поколения. Здесь МИФИ усилиями ИНТЭЛ отвечает за межведомственную координационную программу и комплексную научно-техническую программу полного инновационного цикла (до 2027 года)», — подчеркнул М. Стриханов.
Также ректор напомнил, что в МИФИ были созданы два важнейших наукоемких подразделения. Это распределенный Центр инженерно-физических расчетов и суперкомпьютерного моделирования (Москва-Саров), который разрабатывает как программные продукты, так и техническое оснащение, и Центр коллективной распределенной разработки системы полного жизненного цикла «Цифровое предприятие».
В докладе ректор уделил внимание и международной деятельности НИЯУ МИФИ.
«Мы продолжаем работать с разными странами в целях реализации глобального международного сотрудничества. Сегодня в МИФИ обучаются студенты из 79 стран, а ученые принимают участие во всех ключевых международных научных мегапроектах», — отметил М. Стриханов.
Ректор также кратко остановился на итогах приемной кампании 2020. «Несмотря на очевидные трудности и полный онлайн-формат приемной кампании, на московской площадке удалось увеличить и без того запредельный балл», — сообщил он. В этом году средний проходной балл в НИЯУ МИФИ равен 95. Более половины поступивших — победители и призеры различных олимпиад. Однако в ряде филиалов есть недоработки по качеству набора. Но, по словам ректора, на это есть и объективные причины, связанные с пандемией.
При этом филиал МИФИ в Ташкенте прошел серьезное испытание, и несмотря на ограничительные меры, связанные с коронавирусной пандемией, провел приемную кампанию с конкурсом более семи человек на место и достойным проходным баллом.
Отдельная часть выступления ректора была посвящена развитию имущественного комплекса. В первую очередь речь идет о строительстве современных общежитий в Москве, Сарове, Снежинске.
«Еще одна важная деятельность, которая нам предстоит в ближайшее время — это участие в проекте Инновационный научно-технический центр «Парк атомных и медицинских технологий», который будет строиться в Обнинске, — сообщил М. Стриханов. — Цель этого проекта — внедрение в жизнь с помощью студентов, аспирантов инновационной продукции в области прикладных ядерных, биомедицинских, цифровых систем. Ключевые участники проекта — НИЯУ МИФИ, Госкорпорация «Росатом», Администрация Калужской области, НИЦ «Курчатовский институт».
С докладом «Об организации учебного процесса в осеннем семестре 2020/2021 учебного года» выступила проректор Елена Весна.
«При разработке смешанной системы обучения в новом семестре мы взяли за основу такой принцип: чем младше курсы, тем больше занятий для них должно проводиться в формате очного обучения, —- подчеркнула она. — По опыту весеннего семестра мы увидели, что труднее всего пришлось учиться в дистанционном режиме первому и второму курсу, потому что они нуждаются в поддержке со стороны преподавателей. Поэтому занятия в больших аудиториях будут проводиться очно только для студентов 1-2 курсов. У старших курсов занятий в дистанционном формате будет больше, чем очных. Лабораторные, практические занятия, семинары будут проходить в очной форме, а лекции — в дистанционном формате».
По словам Елены Весны, расписание занятий составлено с учетом новых санитарных требований — таким образом, чтобы потоки студентов не смешивались. Для каждой большой аудитории разработан паспорт, где зафиксировано количество людей, которые могут в ней одновременно находиться. В паспорте аудитории указан также график проветривания.
Проректор НИЯУ МИФИ сообщила, что руководители вуза продумали правила максимального вовлечения в учебный процесс преподавателей старше 65 лет, которых Роспотребнадзор рекомендовал не допускать к очной работе. «Дистанционные лекции полностью сохраняются в учебном процессе, — напомнила Е. Весна. — Также они могут вести практические занятия с участием ассистентов. Для методической и научной деятельности на территорию университета сотрудники этой возрастной группы также допускаются по определенному графику, который должен быть составлен каждым подразделением».
Е. Весна сообщила, что сегодня в НИЯУ МИФИ созданы отличные условия для качественной записи онлайн-лекций и поделилась идеей создания «золотого фонда» лекций выдающихся преподавателей НИЯУ МИФИ.
Завершая собрание, ректор поздравил студентов и преподавателей с началом нового учебного года.