В США в последние годы достаточно активно обсуждаются различные аспекты возможного применения ядерных реакторов для военных нужд. Очередная обзорная статья на данную тему опубликована в сентябре 2020 года в "Atlantic Council". Авторы - R.Ichord и J.Gordon.
По мнению авторов, малые модульные реакторы (ММР) и микрореакторы могут пойти на пользу национальной безопасности США. Один из ключевых сдерживающих факторов для развития этих технологий - необходимость значительных финансовых инвестиций для успещной демонстрации.
"В истории финансирование со стороны министерства обороны США часто играло свою роль для поддержки НИОКР по технологиям, которые (по крайней мере, на начальных стадиях) были слишком дорогими, чтобы рассчитывать на финансирование от частного сектора, но которые в конечном счёте были внедрены в гражданское коммерческое использование", - считают авторы статьи.
Они также полагают, что приобретение министерством обороны ММР и микрореакторов поможет их демонстрации и коммерциализации и "укрепит усилия США в состязании с российским и китайским гражданским ядерным экспортом".
Авторы видят интерес Пентагона к малой атомной энергетике, хотя и отмечают некоторую путаницу с определениями у американских военных.
Например, в 2009 году подготовленный в интересах военных отчёт отнёс к микрореакторам все "малые, модульные и потенциально транспортабельные" реакторы, а в более свежих работах не делалось разницы между ММР и микрореакторами.
Впрочем, считают авторы, сейчас военные США определились с тем, что им нужно от атомной энергетики. В первую очередь, речь идёт об энергоснабжении американских военных объектов - упор на это сделан, в частности, в проекте "Pele".
В 2018 финансовом году министерство обороны США потратило на нужды энергоснабжения 3,4 миллиарда долларов. Потребители - более 585 тысяч объектов и 160 тысяч небоевых машин. Иными словами, речь идёт о достаточно крупных суммах, и интерес к реакторам выглядит оправданным.
Авторы отмечают, что на данном этапе военные склоняются в пользу микрореакторов. Они приводят оценки, выполненные институтом NEI, согласно которым средняя мощность, необходимая для энергоснабжения американских военных баз, составляет не более 40 МВт.
Такую мощность способен обеспечить один малый или несколько микрореакторов. Пусть стоимость электроэнергии от реакторов будет дороже, чем цена киловатт-часов, поставляемых местными сетями - реакторы привнесут в энергоснабжение баз "больше надёжности и эластичности".
Кроме того, министерство обороны видит смысл в мобильных микрореакторах для энергоснабжения военных объектов, либо расположенных в районах, где отсутствуют электросети, либо уязвимых с точки зрения прерывания поставок дизтоплива.
Среди других возможных применений авторы отмечают использование реакторов для питания энергетического оружия различных типов. Это могут быть мощные боевые лазеры с ядерной накачкой (авторы в этом месте тоже вспомнили о звёздных войнах) или микроволновые излучатели.
Оценки по мощности для разрабатываемых сейчас в США систем энергетического оружия варьируются от десятков киловатт до мегаватта. Авторы считают, что примение микрореакторов для питания таких систем "должно становиться всё более привлекательным".
Достаточно откровенно авторы статьи относят к потенциальным военным применениям использование ядерных реакторов в космосе. Причём в виду имеется использование реакторных систем при освоении Луны и Марса, хотя обсуждать военную сторону этой программы авторы не стали.
Так как статья в "Atlantic Council" носит обзорный характер, то новизны изложенный в ней материал по большей части лишён. Однако одна из её заключительных частей достойна отдельного упоминания, так как в ней затронуты вопросы о гарантиях МАГАТЭ для военных реакторов.
Соединённые Штаты как страна, обладающая ядерным оружием в соответствии с положениями ДНЯО, на своей территории ограничивает инспекции МАГАТЭ. Однако юридически ситуация становится иной в том случае, если военные США начнут использовать ММР или микрореакторы на территории третьих стран.
"Остаётся один вопрос по поводу ядерных реакторов на американских военных базах в других странах - смогут ли МАГАТЭ или принимающая страна осуществлять контроль?" - пишут авторы статьи.
Устоявшейся официальной точки зрения на эту тему в Соединённых Штатах не сегодняшний день нет. Поэтому авторы предлагают обратиться к прецедентам.
В качестве таковых они видят соглашения, заключавшиеся правительством США со странами, в чьих портах могут находиться американские атомные суда. Кроме того, авторы предлагают вспомнить имеющийся у США практический опыт с временным размещением транспортабельных реакторов в Гренландии, Антарктиде и зоне Панамского канала.
Отсылка к опыту межправсоглашений по флотским реакторам подводит авторов к выводу о том, что МАГАТЭ не сможет проводить инспекций военных реакторов США в третьих странах. Не самый известный факт, но флотские реакторы по историческим причинам представляют собой "чёрный ход" в ДНЯО, так как страны могут на законных основаниях отказывать в их инспектировании.
Таким образом, военные реакторы приравняют к флотским, то гарантии МАГАТЭ на них могут не распространиться.