30 сентября в Москве состоялся VIII Международный форум ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность», в котором приняли участие университеты-лидеры глобального рейтинга «Три миссии университета». НИЯУ МИФИ в этом рейтинге занял 147 место в мире и 5 место среди всех российских вузов, а по группе критериев «Образование» вошёл в топ-100 лучших университетов мира. В рейтинг вошло 1500 вузов из 97 стран.
Форум, организованный рейтинговым агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика), был посвящен обмену опытом и обсуждению ключевых тенденций, которые будут определять конкурентоспособность университетов после окончания пандемии. На Пленарной сессии, в которой приняли участие ректоры ведущих университетов России, выступил ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов. В своём выступлении ректор подчеркнул важность оценки третьей миссии университета – влияние на общество. Он отметил, что Третья миссия университета, которая впервые была оценена в этом рейтинге, является важнейшей функцией не менее важной, чем научная и образовательная. Эта миссия направлена не только на развитие региона и страны в целом, но и может оказывать существенное влияние на решение глобальных задач.
М.Н. Стриханов отметил, что пандемия придала значительный импульс развитию онлайн-образования в нашей стране и во всём мире. При этом он отметил, что в ближайшей перспективе университеты должны развивать гибридные формы обучения — очную и онлайн.
В рамках подготовки Форума была проведена серия интервью с ректорами(внешняя ссылка) ведущих вузов. М.Н. Стриханов ответил на целый ряд актуальных для НИЯУ МИФИ и других университетов вопросов.
Декан ФПКПК НИЯУ МИФИ, профессор Сергей Киреев на секции «Влияние информационных технологий на конкурентоспособность вузов» рассказал о восприятии онлайн обучения в условиях пандемии преподавателями и студентами вузов и др. Результаты проведённых опросов показали, что 88% преподавателей по стране считают, что лучше проводить занятия в очном формате, но при этом 33% студентов считает, что именно учиться в онлайн-формате предпочтительнее. То есть преподаватели оказались настроены менее позитивно к использованию онлайн-обучения, чем студенты. Почему? Резко увеличилась трудоёмкость их работы из-за роста методической нагрузки, необходимости освоения новых подходов к обучению, сложности контроля знаний студентов в условиях онлайн обучения и др. Часть российских преподавателей оказалась не готова к эффективному использованию цифровых технологий, возникла необходимость масштабного повышения квалификации.
Было отмечено, что в рамках созданного в НИЯУ МИФИ Международного научно-методического центра разработаны и реализуются курсы по повышению квалификации для преподавателей по информационной безопасности, цифровой грамотности, проектному подходу и др.
В рамках форума также прошла церемония награждения ведущих университетов по результатам их деятельности. Национальному исследовательскому ядерному университету «МИФИ» вручён диплом от экспертов рейтингового агентства RAEX награду за высокое качество образования.