В Северске профессию инженера осваивают со школьной скамьи. Пять лет назад открылась Северская инженерная школа для 9-11 классов. Это уникальный образовательный проект на базе СТИ НИЯУ «МИФИ». Старшеклассники углубленно изучают физику, химию и математику под руководством преподавателей университета, сертифицированных экспертов ЕГЭ. Занятия бесплатные. Конкурса нет: берут всех желающих. Но оканчивают инженерную школу только лучшие.
В Северской инженерной школе готовят к поступлению на престижные технические специальности. В этом году 25 выпускников стали студентами местного филиала МИФИ. Первокурсник Егор Роскош новичком в стенах вуза себя не чувствует. Все преподаватели знакомые, аудитории и лаборатории тоже. В инженерную школу Егор ходил с 9 по 11 класс, записался по совету учительницы химии.
«В обычной школе на химию отводился час в неделю, в СИШ я получал два часа и доступ к настоящим лабораториям, где можно поставить любой опыт,— рассказывает Егор Роскош.— Но главное — преподавателем была доцент кафедры химии и технологии материалов современной энергетики, кандидат химических наук Людмила Дмитриевна Агеева. Для меня самым важным был курс 10 класса, полностью посвященный органике, в школе ее практически не проходят. Первая лабораторка была по спиртам — это нечто. Много классных опытов — например, реакция серебряного зеркала. Нам показали многоатомные спирты, яркие, красивые реакции».
Преподаватель СИШ Надежда Истомина, доцент кафедры физики СТИ, кандидат технических наук, полностью согласна с Егором. Она считает, что техническое оснащение — хороший способ привлечь внимание представителей поколения 2, помешанного на «цифре» и технологичности. В арсенале учителей среднестатистических общеобразовательных школ порой нет ничего, кроме учебника и интерактивной доски, а в СИШ дети получают знания в лабораториях, оборудованных по последнему слову техники, и используют современные машины.
«Вузовское оснащение подогревает интерес к учебе,— говорит Надежда Истомина.— Мы с помощью специального программного комплекса, разработанного у нас на кафедре, строим цифровые модели. Некоторые проекты по общей физике выполняем в лаборатории, работаем со сложным оптическим оборудованием, собираем электрические цепи, проводим исследования. Занимаемся проектами. Например, в прошлом году ученики сделали расчет пероральной дозы радиации, полученной с продуктами, выращенными на дачном участке. Взяли контрольные точки, счетчиками Гейгера измерили уровень радиации, высчитали, какая доза могла накопиться в овощах, сравнили показатели с нормами радиационной безопасности, пришли к выводу, что можно есть спокойно».
Проектная деятельность в инженерной школе — отдельное направление. Его выбирают ученики с аналитическим складом ума. Выполняют коллективные проекты и индивидуальные. Для исследований пользуются методичками, научными журналами, лабораторным оборудованием. Эти навыки пригодятся в вузе, чтобы делать лабораторные и курсовые.
«Северская инженерная школа — это способ вернуть внимание подростков к техническим профессиям. В последние годы уровень преподавания естественных наук в школах снизился. Для поступления в технический вуз нужна помощь репетиторов,— констатирует заместитель руководителя СТИ по учебной работе Владимир Андреев.— Мы начали беспокоиться, что не сможем обеспечить градообразующее предприятие, Сибирский химкомбинат, кадрами, и придумали выход. Убедили московскую площадку вуза поддержать проект СИШ, оформили его как профориентационное мероприятие. Поэтому дети учатся бесплатно. У нас много планов: будем развивать дистанционное обучение, привлекать в эксперты и наставники специалистов атомной отрасли».
В школу зачисляют всех желающих. Учебный год начинается в октябре, заканчивается в мае. Углубленная физика, химия, математика — можно выбрать что-то одно или ходить на все.
На каждую дисциплину отведено два часа в неделю. Учителя школы — преподаватели СТИ, у которых есть сертификаты экспертов в области подготовки к сдаче ЕГЭ, они участвуют в разработке тестов для единого госэкзамена. Учиться в инженерной школе непросто. Выдерживают только самые способные и упертые. Каждый год в СИШ зачисляют более 200 старшеклассников, а выпускают — около 60.
«Третьекурсник СТИ Александр Никитин получает специальность «электроника и автоматика физических установок». Звезда курса, постоянный участник всероссийских студенческих конференций, призер Всероссийской школы-конференции молодых атомщиков Сибири, автор исследовательских проектов. Первых успехов Александр добился в СИШ. О школе вспоминает с теплотой и благодарностью: «Я поступил в вуз без труда, сказалась трехлетняя подготовка у классных преподавателей. Я много времени там проводил, ходил на химию, физику, математику и инженерную графику. В программе были эксклюзивные вещи, которые я никогда бы не узнал в общеобразовательной школе. В курсе химии было много того, чего нет в программе, а на ЕГЭ есть, с физикой такая же история. Мы подробно разбирали задания ЕГЭ из категории С, которые на пятерку. Решали очень сложные задачи, например, про магнетизм — на пролет заряженных частиц между конденсаторами. Я, хотя и был отличником по физике, понятия не имел, как к ним подступиться. Когда поступил в МИФИ, понял, что знаю больше, чем многие мои одногруппники».
«Мне очень нравится работать в инженерной школе: ребята умные, с высокой мотивацией, хорошей базой. С ними интересно работать. Особенно важно для меня то, что я сама воспитываю своих будущих студентов,— отмечает преподаватель математики, доцент кафедры высшей математики и информационных технологий, кандидат физико-математических наук Наталья Мельникова.— Мы копаем вглубь и вширь. Решаем обычные примеры разными способами, из нескольких разделов математики, я учу экспериментировать, мыслить творчески. Обычно занятия проходят после пар третьекурсников, и когда школьники рассаживаются в аудитории, видят на доске записи студентов. У нас есть такая традиция — я думаете, что тут написано, какой раздел?» Начинается мозговой штурм. А я неспешно стираю с доски и отвечаю на вопросы».
За пять лет инженерную школу окончили более 300 человек, причем не только из Северска. В последние пару лет в СИШ записываются школьники и из Томска, и из поселков региона, им оформляют пропуск в город на год. Многие собираются поступать в МИФИ.