Соединенные Штаты готовы продлить Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, неофициальное название - СНВ-3) с РФ при условии временного замораживания размеров ядерных арсеналов обеих стран. Об этом заявил во вторник спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли, выступая на организованной консервативным фондом "Наследие" видеоконференции.
"Мы сообщили России, что, по сути, хотим продлить новый ДСНВ на некоторое время, но при условии, что они в свою очередь согласятся на ограничение, замораживание своих ядерных арсеналов, мы готовы сделать то же самое", - отметил дипломат, аппарат которого входит в структуру Госдепартамента. Данное предложение он назвал компромиссным.
Соглашение хоть завтра
"Мы готовы заключить [это соглашение], мы можем заключить это соглашение в действительности [хоть] завтра, но Москве также придется проявить политическую волю и поступить аналогичным образом", - добавил Биллингсли.
При этом, продолжил спецпредставитель президента, США "требуется существенный" проверочный механизм. "Мы выдвинули комплекс мер, которые дали бы некоторую уверенность в том, что они [Россия] будут соблюдать замораживание [ядерных арсеналов]", - сказал дипломат, добавив, что США хотят в этом вопросе принимать ответные меры.
По его словам, между двумя странами "существует принципиальное соглашение на самых высоких уровнях" по данному вопросу. Дипломат пояснил, что именно из-за этого на прошлой неделе ему пришлось прервать свое азиатское турне и отправиться в Хельсинки на очередной раунд российско-американских консультаций по стратегической стабильности с замглавы МИД РФ Сергеем Рябковым.
"Но все то, о чем мы договариваемся с Россией, должно быть оформлено таким образом, чтобы мы могли подключить к этому механизму и Китай, когда они [представители КНР] наконец сядут за стол переговоров", - подчеркнул Биллингсли. Он в очередной раз заявил, что под многосторонним соглашением по контролю над вооружениями понимает включение в него Пекина наряду с Москвой и Вашингтоном. Дипломат также вновь повторил, что "мяч сейчас находится на российской стороне".
Действие договора
Биллингсли заявил, что ДСНВ сковывает более 90% арсенала ядерного сдерживания США и менее 50% - России. "К примеру, так называемый Новый ДСНВ удивительным образом сковывает более 90% американского потенциала ядерного сдерживания, менее половины российского и никакую часть китайского", - заявил он.
Биллингсли в очередной раз подверг критике нынешние подходы к контролю над вооружениями и призвал Пекин присоединиться к Москве и Вашингтону в сокращении ядерных боезарядов. "...> Двусторонние подходы эпохи холодной войны более не применимы, они больше не работают, не имеют смысла, они устарели", - считает спецпредставитель, работающий в структуре Госдепартамента США. "Как я говорил [ранее], Китай ...> агрессивно расширяет размер своего ядерного арсенала. Они (должностные лица КНР - прим. ТАСС) ведут гонку вооружений. Мы (власти США - прим. ТАСС) - нет", - полагает Биллингсли. На его взгляд, "любой договор или соглашение, не учитывающие это, по определению неполны, неэффективны и, таким образом, в конечном счете не обеспечивают безопасность американского народа".
Американский дипломат также констатировал, что на Китае как стороне Договора о нераспространении ядерного оружия лежит обязательство вести переговоры о сокращении атомных арсеналов. "Это не просьба [со стороны США]. Это их (китайцев - прим. ТАСС) обязательство. Они юридически обязаны это выполнять", - сказал Биллингсли.
О документе
США и Россия подписали ДСНВ в 2010 году. Согласно его условиям, каждая из сторон сокращает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 1 550 боезарядов на них, 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ. Договор остается в силе в течение 10 лет (до 5 февраля 2021 года), если не будет заменен до этого срока последующим соглашением. Он также может быть продлен не более чем на пять лет (то есть до 2026 года) по обоюдному согласию сторон.
Москва призывает Вашингтон не затягивать решение вопроса о возможности продления договора и характеризует его как золотой стандарт в области разоружения.
Как указывал президент России Владимир Путин в интервью газете Financial Times в июне прошлого года, если и этот договор прекратит существование, "то, по сути, в мире вообще не будет никаких инструментов, сдерживающих гонку вооружений".