Правительство не нашло средств на финансирование отдельного нацпроекта «Росатома» по атомной науке и технологиям. Минфин заложил в бюджет на ее выполнение до 2024 года только 24 млрд руб. из требуемых 339,6 млрд руб. Общая же стоимость программы, которая предполагает финансирование научных исследований в области создания новых типов реакторов, термоядерного синтеза и замкнутого топливного цикла, по данным “Ъ”, оценена в 732,6 млрд руб. Эксперты считают, что отсутствие финансирования может сдвинуть сроки создания новых типов реакторов либо заставит госкорпорацию увеличивать собственные расходы.
Отдельно создаваемый под «Росатом» нацпроект (программа) по технологиям и исследованиям в области атомной энергии до 2024 года оценен в 732,6 млрд руб., говорят источники “Ъ”, знакомые с планами компании. Из них 339,6 млрд руб. «Росатом» просил предоставить из бюджета, тогда как остальные 393 млрд руб.— это треть бюджета госкорпорации по гражданской части за 2019 год — готов профинансировать самостоятельно.
Владимир Путин в апреле 2020 года подписал указ, согласно которому правительство за три месяца должно разработать и согласовать федеральную программу развития научных исследований в области использования атомной энергии до 2024 года. По сути, эта нацпрограмма воспринималась как аналог нацпроекта по атомной науке, хотя формально ее статус был ниже. В июле правительство опубликовало постановление, по которому положения о проектной деятельности, действующие в отношении нацпроектов, распространяются и на программу по атомной науке и технологиям.
В число относящихся к научно-технологической сфере направлений «Росатом» включил исследования в сфере технологии двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом (проект «Прорыв»), на которую до 2024 года планируется направить до 166,5 млрд руб., плюс 75,6 млрд руб.— на создание экспериментально-стендовой базы. Технология предполагает повторное использование ядерного топлива и дает возможность сжигать в быстрых реакторах наиболее распространенный в мире изотоп урана U-238 (в существующих реакторах на тепловых нейтронах распадается только редкий U-235). Но быстрые реакторы дорого стоят, сделать их дешевле и конкурентоспособнее пока не получается. Первые реакторы на быстрых нейтронах БН-600 и БН-800 работают на Белоярской АЭС, на ней же только к 2035 году планируется установить блок БН-1200.
Кроме того, «Росатом» хочет направить до 152,7 млрд руб. на технологии управляемого термоядерного синтеза. Вероятно, речь идет о разработке собственных технологий для строительства термоядерной АЭС. Россия участвует в международном консорциуме ITER, который строит первую в мире демонстрационную термоядерную установку промышленного масштаба в Кадараше на юге Франции. Токамак мощностью 500 МВт должен быть запущен в 2025 году. В случае успеха будет доказано, что термоядерный синтез может работать в промышленных масштабах, но пока перспектива технологии выглядит отдаленной.
Еще 58,8 млрд руб. «Росатом» планирует направить на разработку новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем. Здесь речь может идти о разработке технологий для создания высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов. Теплоносителем в них выступает гелий, который способен работать при более высоких температурах, чем в водоохлаждаемых реакторах. Доступ к технологии даст «Росатому» возможность создавать в том числе мощные ядерные установки для космических полетов.
Наконец, на проектирование и строительство референтных энергоблоков АЭС, в том числе малой мощности, «Росатом» готов потратить до 279 млрд руб.
Все больше потенциальных клиентов «Росатома» стремятся уйти от строительства дорогостоящих гигаваттных АЭС в сторону модульных реакторов мощностью по 150–200 МВт. Сейчас Россия ставит малые реакторы на новые атомные ледоколы (ЛК-60) и ПАТЭС на Чукотке, но наземных референтных блоков не существует. Предполагается, что в первую очередь они могут появиться в удаленных энергосистемах: в конце октября «Росатом» сообщал, что завершил полевой этап изысканий на потенциальной площадке близ Усть-Куйги в Якутии.
Однако, утверждают источники “Ъ”, в Минфине, несмотря на указ президента, исходно сопротивлялись включению столь крупных расходов в бюджет из-за его дефицита. Дискуссия в правительстве завершилась тем, что министерство включило в проект бюджета на реализацию программы лишь 8,17 млрд руб. на 2021 год, 9,46 млрд руб.— на 2022 год и 6,35 млрд руб.— на 2023 год.
Судя по проекту бюджета, Минфин предложил учесть в новой программе финансирование профильных исследований в рамках других госпрограмм атомной отрасли, уже утвержденных.
В «Росатоме», аппарате вице-премьеров Юрия Борисова и первого вице-премьера Андрея Белоусова от комментариев отказались. В Минфине “Ъ” не ответили.
Сокращение финансирования может затормозить развитие части инициатив, а также, возможно, приведет к увеличению доли «Росатома» в финансировании программы, считает руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов. В результате реализации программы, как полагает эксперт, должны появиться конкретные пилотные объекты и коммерческие решения, но горизонт большинства из них лежит за пределами 2024 года.
Например, в рамках развития двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым циклом должен быть построен демонстрационный комплекс, включающий реактор БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем, завод по переработке облученного смешанного уран-плутониевого топлива, модуль фабрикации / рефабрикации. Проект разрабатывался с конца 1980-х годов, а завершить строительство энергоблока планируется только в 2026 году.