НАЭК «Энергоатом» завершает масштабный проект строительства Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) в Зоне отчуждения ЧАЭС, где в последующие сто лет будет храниться ОЯТ с трех украинских атомных электростанций – Ривненской, Хмельницкой и Южно-Украинской.
Глава Компании подчеркнул: средняя строительная готовность 14 титульных объектов и сооружений ЦХОЯТ сегодня составляет 87%, и запуск работы Хранилища запланирован на декабрь 2020 года.
«Ответственно заявляем и твердо обещаем: ко Дню энергетика, 22 декабря, первый пусковой комплекс будет полностью готов. И уже в первом полугодии 2021 года, после получения лицензии на эксплуатацию от Госатомрегулирования, в Хранилище заедет на хранение первая партия ОЯТ»,
– заверил врио президента ГП «НАЭК «Энергоатом» Петр Котин.
По его словам, все обособленные подразделения НАЭК «Энергоатом» готовы к запуску полноценного функционирования ЦХОЯТ, и единственным препятствием сегодня остается незавершенный ремонт железнодорожного участка Вильча – Янив протяженностью 43 км. График строительства и введения ЦХОЯТ в эксплуатацию предусматривал, что подключение ЦХОЯТ к электропитанию от подстанции «Бурякивка» произойдет в ноябре 2020 года, а до 1 ноября будет завершен ремонт участка Вильча-Янив. Но этого не произошло, поскольку ГСП «Северная Пуща» не выполнило работ по вырубке деревьев, кустов и кустарников, не получив финансирования от Государственного агентства Украины по управлению Зоной отчуждения.
В свою очередь Агентство не может получить финансирования на расчистку территории для строительства подъездного железнодорожного пути для ЦХОЯТ, поскольку Министерство финансов уже трижды отказало Министерству защиты окружающей среды и природных ресурсов во внесении изменений в паспорт его бюджетной программы. Вместе с тем Министерство энергетики не способствует решению проблемы, а занимает в этом вопросе позицию постороннего наблюдателя.
Об этом Петр Котин сообщил на совещании под председательством премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля. По словам главы Энергоатома, это – неотложный вопрос, ведь даже после завершения строительства ЦХОЯТ объект не сможет нормально функционировать, если ремонт пути Вильча-Янив не будет завершен.
Поэтому во время совещания премьер-министр поручил Министерству финансов выделить средства на достройку 43 км железнодорожного пути, а Укрзализныце – выполнить работы по ее строительству. Начать эти работы следует уже в январе, чтобы успеть вовремя сдать весь объект, а не только ту его часть, за выполнение которой отвечает Энергоатом.
Врио президента НАЭК настаивает: завершение строительства ЦХОЯТ – это очередной шаг к настоящей энергонезависимости нашей страны, поскольку до сих пор Украина вывозила ОЯТ с Ривненской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС на технологическую выдержку с последующей переработкой в Россию. Это обходилось государству от 160 до 200 млн долларов ежегодно.
Введение ЦХОЯТ в эксплуатацию позволит отечественной атомной энергетике окончательно избавиться от зависимости от российских специализированных предприятий по переработке и временному хранению ОЯТ с украинских АЭС. Кроме того, это позволит Энергоатому экономить миллионы долларов и снизит затраты на производство электроэнергии. А самое главное: функционирование ЦХОЯТ – это гарантия стабильной и безопасной эксплуатации украинских АЭС и в дальнейшем, резюмировал Петр Котин.
Проектная вместимость ЦХОЯТ составит 458 контейнеров HI-STORM, которые смогут хранить в себе 16 529 отработавших топливных сборок.
Хранение ОЯТ предусмотрено согласно уникальной двухбарьерной технологии «сухого» долгосрочного хранения (до 100 лет), разработанной специально для Украины компанией Holtec International. Эта технология получила лицензию Комиссии ядерного регулирования США (US NRC). Она обеспечивает как хранение, так и транспортировку ОЯТ с АЭС к площадке Хранилища без использования дополнительного оборудования, а кроме того гарантирует надежную защиту персонала, населения и окружающей среды от ионизирующего излучения.
Контейнеры HI-STAR будут отправляться на ЦХОЯТ по железной дороге с Ривненской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС, поскольку Хранилище предназначено исключительно для хранения отработавшего топлива с украинских атомных станций и не предусматривает хранение ОЯТ иностранного происхождения. Уже на площадке ЦХОЯТ будет происходить перегрузка многоцелевых контейнеров из транспортных HI-STAR в контейнеры для хранения HI-STORM. В ЦХОЯТ радиоактивные материалы будут храниться в многоцелевых контейнерах с двумя оболочками, которые выполняют функцию барьеров, препятствующих утечке радионуклидов из отработанных сборок.