После пуска первого индийского блока с тяжеловодным реактором PHWR-700, строившегося более 10 лет, настала пора обратить внимание на другой индийский атомный долгострой - сооружение блока с быстрым натриевым реактором PFBR-500.
PFBR-500 (или просто PFBR) - демонстрационный быстрый реактор, призванный проложить путь для малой серии (4-6 блоков) коммерческих быстрых натриевых аппаратов.
Строительство блока с PFBR стартовало 23 октября 2004 года, то есть он сооружается более 16 лет. И конца работы всё ещё не видно, сроки пуска постоянно сдвигаются.
В конце ноября 2020 года комитет по науке и технологиям верхней палаты индийского парламента представил краткий отчёт, в котором постарался разобраться с причинами столь длительного отставания строительства PFBR от графика.
Проект по строительству блока с энергетическим быстрым натриевым реактором - первый в своём роде для Индии, и он столкнулся с превышением сметы и срывом графика.
На первых порах задержки в основном были связаны с отставаниями при проектировании и изготовлении систем и оборудования.
В свою очередь, отставание возникало из-за необходимости разработки требуемых материалов с составами и свойствами, нужными для работы с натриевым теплоносителем, а также вследствие сложности и повышенных требований к точности при изготовлении различных систем и оборудования PFBR.
На следующих этапах пришлось столкнуться с трудностями при разработке методик и планов проведения работ, а также при создании специализированного оборудования для монтажа сверхтяжёлого оборудования PFBR, а именно, корпуса реактора, страховочного кожуха, ГЦН, промежуточных теплообменников, парогенераторов и так далее.
В 2015 году на PFBR приступили к подготовке к пусковым операциям, и здесь также возникли сложности, обусловленные необходимостью работ с высокими температурами.
Постоянно приходится сталкиваться с недостатками проектных решений, возникших из-за отсутствия у индийских конструкторов опыта создания энергетических быстрых натриевых реакторов, и их устранение оборачивается новыми задержками.
Потребовалось принятие множественных корректирующих мер после того, как выяснилось отличие ситуации на реальном объекте от тех оценок, которые давались ранее, на стадии проектирования.
В конечном итоге на блоке удалось приступить к обкатке второго (промежуточного) натриевого контура.
По ходу испытаний начали фиксироваться отказы электромагнитных насосов, возникавшие из-за расхождений между расчётными данными и реальным поведением оборудования. На установление и устранение причин отказов вновь потребовалось время.
Обкатка второго контура возобновилась в марте 2019 года и продлилась восемь месяцев. Её важным результатом стало то обстоятельство, что атомщикам удалось подстроить насосы под реальные показатели вибрации.
Следующие крупные проблемы были выявлены у перегрузочного оборудования, часть которого потребовалось модифицировать из-за выявленных при испытаниях недостатков при работе в условиях высоких температур.
Следует отметить, что большинство из упомянутых отказов оборудования происходили во время обкатки и ввода в эксплуатацию непосредственно на энергоблоке при работе в условиях высоких температур.
Фактически отказы возникали из-за отсутствия у Индии опыта создания энергетических быстрых натриевых реакторов.
Несмотря ни на что, работы на блоке с PFBR-500 продолжаются, но для его ввода потребуется ешё порядка двух лет.
В настоящее время ведутся испытания и вводятся в эксплуатацию различные системы и оборудование, необходимые для заполнения натрием корпуса реактора. Только после этого станет возможным говорить о загрузке топлива, причём загрузке должны ещё предшествовать очистка натрия и ввод всех ГЦН.
Отчёт комитета готовился осенью 2020 года и был передан в верхнюю палату парламента 30 ноября 2020 года.
Учитывая все обстоятельства, следует признать, что первый выход на МКУ может произойти не ранее марта 2022 года.
Принимая во внимание неудачи прошедших этапов, будет целесообразным двигаться вперёд без лишней спешки. В этом случае приступить к энергопуску станет возможным в августе 2022 года, а выход на номинал с последующей коммерческой эксплуатацией - в октябре 2022 года.