На рынке ценных бумаг, связанных со страхованием, могут появиться значительные новые возможности для передачи рисков ядерной ответственности перед третьими сторонами, говорится в исследовании, проведенном от имени Европейской комиссии. Однако эта новая возможность станет доступна только при реализации соответствующих правильных структур и условий.
Три международные конвенции – Парижская/Брюссельская конвенции, Венская конвенция и Конвенция о дополнительном возмещении – в настоящее время служат основой для соглашений об ответственности за ядерный ущерб. Ответственность за ядерный ущерб ограничена по времени и сумме этими конвенциями и национальным законодательством, которое в значительной степени соответствует установленным ими принципам. Помимо ограничений финансовой безопасности, налагаемых на ядерных компаний-операторов, государство может взять на себя ответственность в качестве страховщика последней инстанции.
Компании-операторы ядерных объектов несут ответственность за любой ядерный ущерб, причиненный ими, независимо от вины. Как правило, от них требуется оформить страховку ответственности третьей стороны (NTPL). Однако в случае крупной ядерной аварии компенсация будет ограничена из-за отсутствия адекватных страховых возможностей для покрытия всех требований к финансовой безопасности компаний-операторов. Кроме того, расширение охвата, требуемое пересмотренными конвенциями об ответственности за ядерный ущерб, создает трудности для традиционных страховщиков, поскольку новые требования о покрытии, как видится, еще больше раздвигают определяемые границы рисков страхуемых объектов.
В новом исследовании изучается современное состояние рынка страхования ядерной ответственности, анализируются трудности страховщиков в связи пересмотром конвенций об ответственности за ядерный ущерб и предлагаются новые решения, способствующие расширению потенциала ядерной ответственности (в том числе для полного объема ответственности).
Доклад под названием «Исследование страховых, частных и финансовых рынков в области ответственности третьих сторон для атомной отраслиexternal link, opens in a new tab» был подготовлен венской консалтинговой фирмой ENCO по поручению Генерального директората Европейской Комиссии по энергетике.
В частности, было обнаружено, что между текущими игроками на рынке NTPL имеется более чем достаточный объем (или количество) мощностей для обязательных сумм финансового обеспечения, требуемых или предлагаемых правовыми режимами. Однако в настоящее время полный объем требований пересмотренного покрытия NTPL остается невыполненным. В исследовании говорится, что рынок передачи риска сегодня не может предоставить как этот полный объем, так и существенно большую емкость из-за проблем моделирования и учета элемента «длинного хвоста» покрытия NTPL пересмотренных Конвенций.
Авторы предполагают, что у страховщиков имеется значительно большая емкость для NTPL, но только с триггерами, которые идентифицируют события убытка и активируют их покрытие. Также требуется, чтобы компании-операторы были обязаны приобретать доступную дополнительную емкость. В исследовании говорится, что компании-операторы атомной отрасли нервничают по поводу того, что любое усиление обязательств по финансовой безопасности будет стоить им значительно более высоких премий, чем они уже платят.
Доклад рекомендует оптимальные концепции на основе проведенных исследований и анализа. Рекомендуемые концепции, дающие краткосрочные результаты с минимальными осложнениями, включают в себя:
- обеспечение всех страховых полисов NTPL единовременными лимитами срока действия;
- и увеличение участия взаимных страховых компаний NTPL с помощью новых механизмов перестрахования.
В среднесрочной перспективе исследование рекомендует:
- разрешить накопление средств для покрытия суммы первого уровня Парижской конвенции или полной суммы Венской конвенции для всех стран-членов Евросоюза;
- создание нового страхового покрытия NTPL, охватывающего только потенциальную катастрофу/единичные случаи в масштабах Евросоюза, по сравнению с действующими правовыми режимами;
- и создание организации по устранению пробелов в финансовой защите в масштабах всего Евросоюза.
"Реализация этих концепций, по отдельности или в сочетании, позволит развернуть значительно большую мощность NTPL, чем имеется в настоящее время; достижение большей интернализации затрат на более высокие суммы финансового обеспечения повысит доверие к атомной отрасли и предложит более широкий частный рынок компенсаций жертвам тяжелых ядерных аварий», - говорится в исследовании.
«Важно помнить, что какое бы решение ни было принято, часть расходов в случае серьезной ядерной аварии неизбежно ляжет на плечи государства», - отмечается далее в докладе, - «Компенсационные выплаты Фукусимы на сегодняшний день составляют около 75 миллиардов евро (91 миллиард долларов США). Вдобавок к этому идут расходы на реабилитацию площадки и очистку территорий. Эти цифры выходят за рамки ресурсов большинства частных предприятий и являются сложными даже для глобального рынка страхования».
«Однако, чтобы помочь атомной отрасли разработать более сильную социальную позицию в обществе для дальнейшей работы и позволить ей продолжать вносить жизненно важный вклад в сокращение глобальных выбросов, необходимо добиться дальнейшей интернализации затрат для более высокой финансовой безопасности. Мы считаем, что это исследование направляет Евросоюз к наиболее подходящим механизмам, которые могут помочь достичь этих результатов при разумных затратах для компаний-операторов и, в конечном итоге, для потребителей электроэнергии», - заключают авторы исследования.