Онкологические операции без разрезов и без восстановительного периода. В Москве, в Институте Склифосовского теперь гораздо больше возможностей оперировать труднодоступные опухоли с помощью модернизированного гамма-ножа. Это сверхсовременный аналог скальпеля, и приставка «сверх-» здесь уместна и по отношению к его остроте, и ювелирной точности самой процедуры.
Ольга Тимошина готовится к самой важной операции в жизни. И вспоминает, как переживала, когда впервые узнала диагноз. Рак легких, 4 стадия, метастазы в мозг.
«Это был шок действительно, из которого надо было как-то выходить, выгребать, но, опять же, думать было некогда, надо было лечиться, потому что время — это жизнь в нашем случае», — говорит она.
Еще совсем недавно ее диагноз звучал бы как приговор. Но сегодня в России успешно лечат и такие заболевания. Женщина готовится лечь под гамма-нож. Он убивает раковые клетки там, куда скальпелем не добраться. 192 луча сходятся в одной точке — там, где опухоль.
«Облучение распределяется таким образом, что за пределами образования, которое он облучает, доза резко снижается настолько, что здоровая ткань мозга максимально щадится», — поясняет завотделением центра радиохирургии НИИ им. Склифосовского Ольга Евдокимова.
Гамма-нож снова пустили в дело после небольшого перерыва. Нужно было сменить радиоактивное «топливо» или, как говорят медики, перезарядить аппарат. А заодно его модернизировали. Нож словно заточили. С помощью нового блока он поражает мишени еще аккуратнее.
Вот Ольга Тимошина примеряет тяжелую металлическую раму, похожую на шлем. Это специальное устройство запомнит, где именно находятся метастазы, и подскажет аппарату их точные координаты. А после модернизации тяжелую конструкцию стало возможным заменить на легкие маски. Специально для пациентов с повреждениями костей черепа. И еще один новый прибор теперь проследит за тем, чтобы пациент не шевелился под гамма-скальпелем.
С помощью МРТ перед операцией создают точную 3D-модель. Компьютер вычисляет оптимальный путь облучения девяти опасных для жизни метастазов. А раньше это занимало в два раза больше времени, и в день процедуру могли пройти только четыре пациента. Теперь пропускная способность ножа увеличилась до семи человек в сутки.
«У нас и так гамма-нож работает с очень серьезной нагрузкой, потому что мы все время увеличиваем количество пациентов пролеченных. В этом году оно достигнет 900 практически пациентов. Для сравнения, в продвинутых клиниках США гамма-нож в такой комплектации выполняет в год порядка 400 операций», — рассказывает директор НИИ им. Склифосовского Сергей Петриков.
Вся операция занимает около часа. Находиться в это время рядом с аппаратом нельзя. Но сам пациент не испытывает никаких болезненных ощущений.
Уникальность проведения таких операций с использованием гамма-ножа еще и в том, что они не требуют госпитализации. Пациентку прямо сейчас приведут в порядок, снимут с нее раму и отправят домой. После сложнейшей операции на головном мозге пациентка возвращается в палату самостоятельно. И уже строит планы на вечер.
«Особых планов нет, но, может быть, к внучке успею заехать», — планирует Ольга Тимошина.
С помощью гамма-ножа в Институте Склифосовского за пять лет провели уже больше 3600 таких операций. Для москвичей эта процедура бесплатна. А всего по России ежегодно в таком лечении нуждаются до 50 тысяч человек.