Практики регионов по созданию спецтерриторий, а также особенности и преимущества преференциальных режимов в ТОСЭР и ОЭЗ стали главной темой первого заседания новой экспертной площадки Национальной Ассоциации агентств инвестиций и развития «НААИР.Спецтерритории». Среди 73 участников заседания — руководители спецорганизаций, представители и эксперты НААИР из 55 регионов. Модератором прошедшего в формате видеоконференции заседания стал исполнительный директор НААИР Рафаэль Хусяиншин.
С основным докладом перед участниками выступил куратор и сомодератор заседания «НААИР. Спецтерритории», генеральный директор АО «Атом-ТОР» и заместитель председателя Правления НААИР Николай Пегин. Он рассказал, что сегодня в Российской Федерации создано115 территорий опережающего развития, где уже ведут работу 899 резидентов. Общий объем заявленных инвестиций по подписанным соглашениям равен почти 4 трлн рублей, будет создано около 125 тысяч новых рабочих мест, из которых 40 тысяч уже созданы.
Николай Пегин особо отметил, что опыт работы институтов развития в регионах доказывает, что они при соответствующей вовлеченности региональных властей могут оказывать заметное влияние на развитие территорий и привлечение инвестиций в экономику страны. Так, 95 ТОСЭР функционируют в регионах, где действуют участники Ассоциации, что составляет 82% от общего количества. По ОЭЗ этот показатель равен 23, то есть 60% от общего количества ОЭЗ в России.
Платформа «НААИР. Спецтерритории» призвана стать экспертной площадкой, где корпорации развития, агентства по привлечению инвестиций и эксперты смогут обмениваться практиками и опытом, расширять общие компетенции, формировать актуальную повестку в изменении НПА, а также налаживать рабочие контакты для более эффективного взаимодействия. Представители НААИР, участвующие в работе этой платформы, также могут быть делегированы для работы в рабочих группах, комиссиях, общественных советах министерств и деловых сообществах Российской Федерации и осуществлять прямое взаимодействие с федеральными органами власти Российской Федерации.
Об особенностях преференциальных режимов ТОСЭР и ОЭЗ доложил участникам глава Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, управляющий партнер компании «ФОК» Моисей Фурщик. Он обратил внимание, что в отличие от ОЭЗ ТОСЭР часто создаются административным решением, при этом плановые документы, определяющие ее развитие, такие как перспективные планы развития, разрабатываются после создания уже управляющими компаниями, а не регионами. При этом он подчеркнул важность в текущих экономических условиях создания специальных экономических режимов в регионах, учитывая растущую конкуренцию за инвестора.
Говоря об изменениях законодательства о функционировании ТОСЭР, руководитель отдела содействия территориям с особым статусом Департамента регионального развития Минэкономразвития России Игорь Голубинский отметил, что в разработке профильного министерства находятся сразу несколько инициатив, которые призваны внести изменения в работу ТОСЭР в интересах резидентов и инвесторов. Так, Минэкономразвития России предложило увеличить срок предоставления пониженных ставок страховых взносов для резидентов ТОСЭР, расположенных в моногородах и ЗАТО. Проект законопроекта подготовлен и готовится для рассмотрения.
Кроме того, в ходе заседания опытом по созданию и развитию ТОСЭР в своих регионах поделились заместитель генерального директора ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан Денис Гарбузов, руководитель Представительства Правительства Калининградской области в Москве — САР «Остров Октябрьский» Денис Салий, директор проектов ОЭЗ ППТ «Липецк» Юлия Сазонова. В свою очередь директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольга Сурикова рассказала участникам об особенностях преференциальных режимов ТОСЭР и направлениях их дальнейшего развития.
По итогам совещания было принято решение в кратчайшие сроки провести ряд дискуссий с выработкой предложений и рекомендаций для членов-организаций НААИР по созданию и функционированию свободной таможенной зоны в ТОСЭР и практики применения постановлений Правительства №1704 и №1705 о правилах списания долгов по бюджетным кредитам регионам, которые развивают инфраструктуру для инвестиционных проектов.