Эксперты АО «НПО «ЦНИИТМАШ» (входит в машиностроительный дивизион «Росатома» - АО «Атомэнергомаш») провели работы на автоматизированных системах контроля, которые позволяют обследовать недоступное для ручной проверки оборудование АЭС.
Весь эксплуатационный контроль основного оборудования трубопроводов проходит при помощи АСК (автоматизированной системы контроля), которая находится на АЭС. Как правило, состоит она из робота-манипулятора, который устанавливается на исследуемое оборудование, и дефектоскопа, при помощи которого оператор анализирует значения. Ранее весь процесс выполнялся при помощи специалистов из зарубежных компаний. С 2020 года автоматизированный контроль оборудования АЭС стали выполнять российские специалисты. Так, АО «Атомэнергоремонт» (входит в электроэнергетический дивизион «Росатома» - АО «Концерн Росэнергоатом») стала первой организацией в отрасли, которая перешла на автоматизированный контроль. ЦНИИТМАШ совместно с АО «Атомэнергоремонт», в рамках планово-предупредительного ремонта оборудования атомных электростанций регулярно проводят контроль технического состояния и надёжности оборудования. Организация процесса установки, настройки и работы АСК требует высокой квалификации специалистов. ЦНИИТМАШ, как головная материаловедческая организация Госкорпорации «Росатом», обеспечивает высокий уровень качества работ и занимает лидирующие позиции в области контроля оборудования АЭС.
- Автоматизированные системы контроля исключают или сводят к минимуму неточности в диагностике, а наша задача довести до совершенства навыки работы на таком оборудовании - рассказал заведующий испытательной лабораторией неразрушающего контроля Максим Цуканов. – Мы только что вернулись с Нововоронежской АЭС, где проводились работы в рамках очередного контроля оборудования.
Автоматизированные системы контроля уже активно используются на АЭС в Нововоронеже и Сосновом Бору (филиалы Концерна «Росэнергоатом»), в ближайшей перспективе – Беларусь, Бангладеш и Турция. Уже сейчас специалисты АО «Атомэнергоремонт» занимаются модернизацией имеющейся АСК для её применения при дальнейших ремонтных работах не только в России, но и в странах-партнёрах Росатома.