Компании, чьи заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу большой объём парниковых газов, должны будут отчитываться, сколько, например, углекислого газа и метана образовалось при производстве продукции. Также они получат право на реализацию так называемых климатических проектов, предусматривающих определенные преференции. Это может избавить российских промышленников-экспортёров от необходимости платить углеродные налоги, которые планируют ввести в Евросоюзе, считают в Госдуме. Закон, содержащий такие нормы, Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении 1 июня.
Ратифицировав в 2019 году Парижское соглашение, Россия взяла на себя обязательства снижать выбросы парниковых газов в атмосферу. В 2021 году, обращаясь с Посланием к Федеральному Собранию, Владимир Путин отметил, что нужно адаптировать к изменениям климата сельское хозяйство, промышленность, ЖКХ, всю инфраструктуру, создать отрасль по утилизации углеродных выбросов, добиться снижения их объёмов и ввести в этой сфере жёсткий контроль и мониторинг.
Следить за объёмами выбросов и регулировать будут с помощью нового закона. С 1 января 2023 компании, в результате работы которых в атмосферу попадают парниковые газы, масса которых эквивалентна как минимум 150 тысячам тонн углекислого газа в год, должны ежегодно отчитываться об объёмах выбросов. С 1 января 2025 года планка понизится до 50 тысяч тонн и менее, то есть под регулирование попадут и более мелкие производства. В Правительстве смогут также установить целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики и поддерживать усилия по борьбе с вредными газами.
Среди почти 200 стран, подписавших Парижское соглашение, государства, у которых есть климатическое законодательство, можно пересчитать на пальцах обеих рук, отметили в Комитете Госдумы по экологии и охране окружающей среды. По словам председателя комитета, в целом Россия — одна из передовых стран в использовании низкоуглеродных источников энергии. В том числе, значительная часть электроэнергетики — это «чистые» атомная и гидроэнергетика.
«У нас отдельные регионы выходят на эксперимент по углеродной нейтральности, а другие государства ставят такую цель на 40 лет вперёд», — сказал депутат «Парламентской газете».
Закон не только позволяет России последовательно выполнять взятые на себя международные обязательства, но и защищать интересы российских промышленников. Дело в том, что в некоторых странах объявили о планах взимать с иностранных предприятий, которые поставляют им свою продукцию, платежи за углеродный след, то есть за количество парниковых газов, выбрасываемых при производстве товара. Так, по данным Минприроды, в Евросоюзе собираются брать от 50 евро за тонну продукции, которую производят с выбросами. Возможно, таким образом в Европе пытаются стимулировать свою промышленность и одновременно дискриминировать экспортёров из России. По оценкам экспертов, отечественные производители потенциально могут терять по несколько миллиардов рублей в год.
Чтобы предприятия могли снизить экономические риски, закон вводит так называемые углеродные единицы. По закону, углеродная единица даётся за выполнение климатических проектов. Она эквивалентна одной тонне углекислого газа. Углеродные единицы будут учитывать в специальном реестре, и их можно будет продать, передать или зачесть, чтобы снизить углеродный след своей продукции, пояснил глава Минэкономразвития Максим Решетников на заседании Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды в апреле.
Запустить климатический проект сможет любая организация, индивидуальный предприниматель или гражданин. Но, прежде чем признать результат проекта углеродной единицей, сначала проверят, действительно ли удалось сократить выбросы или увеличить их поглощение. Порядок такой верификации, как и основания для государственной поддержки таких начинаний, установит Правительство.
Но, чтобы избавить промышленников от непомерных налогов при экспорте, нужно, чтобы углеродные единицы признавали не только внутри страны, но и на международном рынке. По словам Решетникова, эти вопросы обсуждают со странами-участницами Парижского соглашения.
Ко второму чтению закон дополнили. В том числе новые правила будут действовать как на территории России, так и на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ и российском секторе Каспийского моря.