Петрозаводский филиал АО «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом» — Атомэнергомаш) провел грузовые испытания двух корпусов главных циркуляционных насосных агрегатов (ГЦНА) для энергоблока №2 АЭС «Аккую», сооружаемой в Турции.
Цель грузовых испытаний — контроль прочности сварных швов между цапфами и корпусом ГЦНА. Корпус насоса поднимают краном за три цапфы, снизу на траверсе крепят дополнительные грузы массой 40 тонн. С учётом массы самого корпуса, общая нагрузка на цапфы достигает 72 тонн. Конструкцию поднимают над полом на высоту около 10 см и выдерживают в течение 10 минут. После снятия нагрузки производят визуально-измерительный контроль на отсутствие повреждений сварных швов. Далее корпуса ГЦНА поступают на механическую обработку и следующие проверки в соответствии с паспортом на изделие, включая контрольную сборку с проставкой, а также гидравлические испытания.
Главный циркуляционный насос — изделие первого класса безопасности. На атомной станции он обеспечивает циркуляцию теплоносителя из реактора в парогенераторы и работает под давлением теплоносителя около 160 атмосфер и при температуре 300 градусов. Масса одного корпуса составляет более 31 т при высоте 3,5 м и ширине свыше 3 м. К корпусу прилагается элемент подвески, так называемая проставка, вместе с ней вес изделия достигает 48 т.
АЭС «Аккую» – первый в мире проект в атомной отрасли, реализуемый по модели BOO («build-own-operate» – «строй-владей-эксплуатируй»). Проект АЭС «Аккую» включает в себя четыре энергоблока с российскими реакторами типа ВВЭР поколения III+ c повышенной безопасностью и улучшенными технико-экономическими характеристиками. Мощность каждого энергоблока АЭС составит 1200 МВт. Основные этапы изготовления проходят под наблюдением Агентства по ядерному регулированию Турецкой Республики (NDK).