13 июля 2021

Сооружение новых энергоблоков американской АЭС "Вогтль" выходит на заключительные этапы

AtomInfo.ru
Третий блок АЭС "Вогтль"

Блоки №№3/4 АЭС "Vogtle" с реакторами AP-1000 - единственные на данный момент строящиеся в США атомные энергоблоки. Проект сталкивался с многочисленными задержками и пересмотрами сметы в сторону увеличения.

Сейчас сооружение энергоблоков выходит на заключительные этапы. Комиссия по коммунальным услугам штата Джорджия, где расположена площадка АЭС "Vogtle", внимательно следит за состоянием дел в проекте. Комиссию беспокоит, что сроки ввода блоков вновь будут сдвинуты, а их стоимость опять возрастёт.

Стивен Рётгер и Уильям Джейкобс, привлечённые комиссией эксперты, на заседании комиссии 7 июня 2021 года изложили своё видение хода работ и обратили внимание на ряд существующих проблем.

Так, компания "Georgia Power", отвечающая за строительство блоков, не смогла выдержать намеченные сроки начала горячей обкатки (HFT) на блоке №3.

Планировалось, что обкатка стартует в январе 2021 года, что дало бы возможность приступить к загрузке топлива в активную зону реактора в апреле 2021 года. В реальности к горячей обкатке приступили только 25 апреля 2021 года.

"Старт HFT был отложен, в основном, из-за позднего завершения подготовки систем, требующихся для проведения обкатки", - пояснили эксперты.

Ошибочным оказался и прогноз компании по длительности горячей обкатки. Исходно компания рассчитывала завершить её за 45 суток. В мае "Georgia Power" пересмотрела прогноз и увеличила длительность обкатки до 70 суток.

На момент слушаний в комиссии горячая обкатка на третьем блоке продолжалась. 25 июня 2021 года "Georgia Power" объявила об успешном достижении рабочих температур и давлений (91 день с момента старта HFT), но предупредила, что продолжит тестирование систем энергоблока на рабочих параметрах "в течение нескольких недель".

Эксперты подвергли критике прогноз "Georgia Power", в соответствии с которым между завершением горячей обкатки и началом загрузки топлива пройдёт 69 суток.

Они обратили внимание, что не менее 17 дней на данном этапе потребуется регуляторам для выполнения процедуры ITAAC (инспекции, испытания, анализ и критерии одобрения; процедура должна свидетельствовать о соответствии энергоблока условиям комбинированной лицензии на строительство и эксплуатацию).

Таким образом, на все прочие необходимые для подготовки к загрузке топлива мероприятия останется не более 52 суток, что экспертам кажется недостаточным.

Эксперты напомнили, что на период между концом HFT и началом загрузки были сдвинуты многие работы, которые предполагалось закончить до горячей обкатки. Немалую часть этих работ должны выполнять субподрядчики - вентсистемы, изоляция, пожарная сигнализация, покраска, заделка проходок, и так далее.

Кроме того, остаются непринятыми несколько десятков систем энергоблока, причём на некоторых из них требуются существенные переделки.

На момент заседания комиссии (7 июня 2021 года) на третьем блоке оставались нерешёнными проблемы с частотно-регулируемыми приводами (Variable Frequency Drives, VFD). В стенограмме заседания не поясняется, что это за оборудование, но известно, что в проекте AP-1000 оно используется как источник питания 6,9 кВ для ГЦН.

Для решения выявленных в ходе пусконаладки проблем с VFD требуется обновление программного обеспечения, которое должен поставить поставщик ("Siemens").

Серьёзные проблемы были выявлены у системы пробоотбора из первого контура (Primary Sampling System). Некоторые опоры были установлены ошибочно, часть арматуры потребовала замены, на трубопроводах системы были обнаружены повреждения, и так далее.

Эти недочёты будут устраняться после завершения горячей обкатки, но до загрузки топлива. Для устранения потребуются не только переделки, но и изменения в проектной документации.

Также к задержкам может привести ситуация с баком CB-20. Это тот самый бак, заполняемый водой, который устанавливается на крыше контейнмента и является частью пассивной системы охлаждения активной зоны реактора.

У собственно самого бака проблем выявлено не было, однако они есть у окружающей бак бетонной защиты. В прошлом году в бетоне были выявлены пустоты и другие отклонения. За их устранение взялись 30 ноября 2020 года, однако по ходу работ выяснилось, что толщина бетонной защиты отличается от заданной в проекте. Работы по устранению недочётов на момент заседания комиссии продолжались.

Большое количество претензий имеется к кабельному хозяйству третьего блока - в первую очередь, к кабелям, задействованным в питании ГЦН.

Эксперты также дали свой прогноз по срокам ввода третьего блока. Компания "Georgia Power" в конце мая 2021 года предполагала, что ввод блока в коммерческую эксплуатацию состоится 18 января 2022 года. По мнению экспертов, в реальности блок будет введён "значительно позже".