Недавно была опубликована информация о том, что в верхнем течении реки Дон села на мель баржа, на которой перевозили парогенератор для Курской АЭС-2. Взгляд на это самого производителя ценного оборудования – волгодонского филиала «АЭМ-технологий» — опубликован в газете «Волгодонская правда» в №30. Этот материал мы сегодня даем в сокращении:
В апреле с заводской площадки отправлена первая партия грузов для Курской АЭС-2: реактор последнего поколения ВВЭР-ТОИ (водо-водяной энергетический реактор типовой оптимизированный информатизированный). Вслед за ним отправлены три парогенератора. Три партии груза благополучно прибыли в пункт назначения. Но тут вмешались силы природы. Четвертая баржа из-за резкого обмеления Дона в июле остановилась недалеко от Воронежа.
Такую ситуацию простой не назовешь. Это напоминание о том, что климатические и экологические изменения – наша повседневность. И это уже создает проблемы, решение которых откладывать в «долгий ящик» просто не получится. Дон – важная транспортная артерия страны. Все чаще река мелеет, создавая на отдельных участках серьезные проблемы для передвижения судов. Конечно, ведутся дноуглубительные работы, но сейчас их темп явно отстает от динамичных природных изменений. К примеру, на том участке, где остановился барже-буксирный состав из Волгодонска, таких работ не проводилось последние 20 лет. В результате все участники сложнейшей логистической операции все сделали в срок, но баржа с ценным грузом вынуждена простаивать.
Стоящая на воде многотонная «махина» производит впечатление и естественно вызывает вопросы о том, что случилось и что с этим будет дальше. На эти вопросы ответил директор по операционной деятельности филиала АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в Волгодонске Максим Жидков:
– Сегодня мы полностью контролируем ситуацию и поддерживаем постоянную связь с капитанами судов, сопровождающих груз. Компания «Рускон», которая обеспечивает транспортировку изделия, оперативно организовала расчистку судового хода в непосредственной близости от баржи. На судах, занятых в операции, дислоцируется команда, которая обеспечивает непрерывную охрану барже-буксирного состава и перевозимого оборудования. Кроме того, постоянное наблюдение за ситуацией ведется с поста на берегу. Непосредственно на барже людей нет и быть не может – таковы требования безопасности. Посторонним закрыт доступ не только на баржу, но и на сопровождающие ее суда. Охранные мероприятия организованы на весь период простоя. Проводимые сейчас оперативные мероприятия позволяют достаточно уверенно говорить о том, что груз будет доставлен на Курскую АЭС не позднее сентября текущего года без существенных отклонений от ранее согласованного графика.
Описанная ситуация – случай, по сути, локальный, и проблема, конечно, будет решена. Но как в целом сегодня атомщики относятся к вопросам изменения климата и экологической тематике? Как раз атомщики понимают эту проблематику лучше многих и относятся к решению экологических вопросов предельно внимательно.
Для поддержания судоходной обстановки в акватории спецпричала Атоммаш в среднем один раз в пять лет проводит дноуглубительные работы. Более того, в целях сохранения биосистемы завод обеспечивает регулярное зарыбление водоема. …Безусловно, экологические инициативы Росатома — это не только водоемы и рыба. Прежде всего, сама атомная энергетика, как известно, имеет нулевой уровень вредных атмосферных выбросов. Технологии, которые использует Госкорпорация и продукция, которую производят ее предприятия, проходят жёсткую экологическую экспертизу в соответствии с международными требованиями.
На описанный выше случай столкновения интересов человека и природы следует посмотреть шире. Экологические изменения отнюдь не частная проблема и не тот вопрос, который может решить одна, даже очень большая компания. Проблема глобальная. Сейчас это понимают все, и вопросы экологии уже переместились на первые места актуальной повестки и для государства, и для общества.