Главная бухгалтерская служба США (GAO, аналог Счётной палаты) подготовила и опубликовала отчёт, в котором рассмотрела текущую ситуацию с ОЯТ коммерческих АЭС в США.
По состоянию на конец 2019 года, в общей сложности порядка 86 тысяч тонн ОЯТ хранились на 75 действующих или остановленных АЭС в 33 штатах.
Ежегодно общее количество накопленного ОЯТ возрастает в США примерно на 2 тысячи тонн. Такие темпы сохранятся в течение ближайших 10 лет, после чего темпы начнут снижаться из-за закрытия старых энергоблоков.
Текущая оценка общего количества ОЯТ, которое образуется в США за весь период жизни атомной энергетики, составляет 140,179 тысячи тонн (в предположении, что блоки будут закрываться по истечении сроков действия лицензий, а новые блоки строиться не будут).
В дополнение к этому, в США имеется примерно 14 тысяч тонн ВАО и ОЯТ, представляющих собой наследие военных программ. Они хранятся на территории пяти штатов, ответственность за них несёт министерство энергетики. В данном отчёте аудиторы военные отходы не рассматривали, ограничившись только ОЯТ коммерческих АЭС.
В 1983 году в США вступил в силу закон "Nuclear Waste Policy Act of 1982" (NWPA), в соответствии с которым окончательное решение проблемы ОЯТ стало ответственностью федерального правительства.
Закон обязал министерство энергетики исследовать потенциально пригодные для окончательного захоронения ОЯТ площадки, а также создал специализированный фонд "Nuclear Waste Fund", отчисления в который должны делать владельцы коммерческих АЭС. В 1987 году к закону было принято дополнение, определившее "Yucca Mountain" единственной рассматриваемой для окончательного захоронения площадкой.
Вокруг "Yucca Mountain" с самого начала возникли споры политического характера, против предложения о строительстве здесь хранилища выступил штат Невада, где эта площадка находится, а также ряд конгрессменов от Невады и некоторые индейские племена.
В 2008 году министерство энергетики (DoE) подало в комиссию по ядерному регулированию (NRC) США заявку на получение лицензии на строительство и эксплуатацию хранилища в "Yucca Mountain", но уже в 2009 году министерство перестало рассматривать площадку как "жизнеспособную", а в 2010 году министерство прекратило предпринимать какие-либо действия, связанные с заявкой.
Конгресс США прекратил выделять финансирование из госбюджета на проект "Yucca Mountain", начиная с 2010 финансового года, но при этом конгресс не даёт разрешения DoE исследовать альтернативные площадки для строительства окончательного хранилища ОЯТ, и по букве закона единственной такой площадкой остаётся "Yucca Mountain".
Неспособность федерального правительства вследствие политических противоречий выполнить обязательства по ОЯТ вызвала неудовольствие у владельцев АЭС, исправно отчислявших взносы в фонд "Nuclear Waste Fund". В результате правительство было вынуждено выплачивать владельцам компенсации за то, что ОЯТ по-прежнему хранится на их площадках.
По состоянию на сентябрь 2020 года, владельцам АЭС было возмещено в общей сложности почти 9 миллиардов долларов. Суммы выплат продолжат возрастать. В DoE прогнозируют, что правительству придётся в конечном итоге выплатить 30,6 миллиардов долларов, аудиторы GAO полагают эту оценку заниженной.
Схема обращения с ОЯТ коммерческих АЭС США выглядит следующим образом. Выгруженные из реактора сборки охлаждаются в бассейнах выдержки (как правило, не менее пяти лет), после чего их помещают в сертифицированные специализированные контейнеры и перенаправляют в сухие хранилища. На рисунке ниже данный процесс показан сплошной зелёной линией.
Пунктиром на рисунке обозначены возможные будущие варианты - либо хранение ОЯТ в централизованных временных хранилищах с последующей отправкой на окончательное захоронение, либо отправка на окончательное захоронение напрямую с площадок, минуя централизованные хранилища.
Исходно в США предполагалось, что геологических хранилищ для окончательного захоронения ОЯТ будет не менее двух. Чтобы гарантировать это, закон NWPA установил верхний предел для вместимости первого хранилища - 70 тысяч тонн ОЯТ, что недостаточно для захоронения всего образующегося объёма ОЯТ на АЭС страны.
Согласно NWPA, первую кандидатную площадку требовалось назвать до 31 марта 1987 года, вторую - до 31 марта 1990 года.
В реальности произошло по-другому. В мае 1986 года DoE обозначило три кандидатных площадки для первого геологического хранилища - "Hanford", площадка в округе Deaf Smith (Техас) и "Yucca Mountain", одновременно обессрочив поиски площадок для второго хранилища. После чего, как уже было сказано, конгресс в 1987 году внёс поправки в NWPA, сделавшие "Yucca Mountain" единственно возможной площадкой для первого хранилища.
В штате Невада к выбору "Yucca Mountain" отнеслись неоднозначно, но в целом негативно.
В поддержку выступили жители округа Най, в котором находится площадка. А вот индейские племена западных шошонов, на чьей традиционной территории площадка расположена, выступили резко против "по культурным и научным соображениям", назвав планы по строительству геологического хранилища "экологическим расизмом".
Против были и многие невадские политики - например, губернатор штата в 2002 году прислал свои письменные возражения против хранилища в конгресс. В конечном итоге, противники проекта победили.
Если углубиться в историю вопроса, то можно увидеть, что проблемы с политиками и населением не должны были стать неожиданностью для американских атомщиков.
Геологическое захоронение было рекомендовано академией наук США ещё в 1957 году как вариант решения проблемы ОЯТ, и в 1970 году DoE предложило площадку "Lyons" в штате Канзас. На слуху она пробыла всего два года - от неё пришлось отказаться "из-за технических неопределённостей и оппозиции со стороны населения".
На сегодняшний день решение проблемы ОЯТ оказалось в тупике, для выхода из которого требуются действия на уровне конгресса.
Предложить решение проблемы ОЯТ должно федеральное правительство США, но законодательно оно имеет только возможность предложить построить геологическое хранилище на плошадке "Yucca Mountain", и только на ней, заниматься поиском новых площадок министерство энергетики не имеет права.
При этом само же правительство не финансирует сейчас никакие работы из числа связанных с данной площадкой, зато выплачивает компенсации владельцам АЭС за хранение ОЯТ на их площадках.
Остроту проблемы могли бы помочь снять централизованные хранилища ОЯТ (в США их называют консолидированными промежуточными). Но и здесь есть своя незадача.
Поправки от 1987 года к закону NWPA запретили DoE выбирать площадки для централизованного хранения до тех пор, пока президент США не одобрит площадку для первого геологического захоронения (читай: "Yucca Mountain"), а к строительству централизованных хранилищ министерство может приступить только после того, как NRC выдаст лицензию для первого геологического хранилища.
Это означает, что судьба федеральных централизованных хранилищ прямо увязана с замороженным проектом "Yucca Mountain".
Частные компании строить и эксплуатировать централизованные хранилища ОЯТ могут, но не торопятся.
В 2006 году группа электроэнергетических компаний, объединившихся в консорциум "Private Fuel Storage", получила лицензию NRC для сооружения централизованного хранилища на 40 тысяч тонн ОЯТ в землях индейских племён гошутов в штате Юта. Проект не был начат, консорциум в 2012 году пытался аннулировать лицензию, в итоге передумал, но конкретных планов у консорциума по-прежнему нет.
В 2016-2017 годах NRC получила ещё две заявки на лицензии для частных централизованных хранилищ. Заявку для хранилища в округе Эндрюс (Техас) регуляторы удовлетворили в сентябре 2021 года, для хранилища в округе Лиа (Нью-Мексико) планируют удовлетворить (или не удовлетворить) в январе 2022 года.
Аудиторы приводят в отчёте мнения опрошенных экспертов, касающиеся путей выхода из возникшего тупика. Большинство экспертов сходится в том, что конгресс должен инициировать процесс поиска новых площадок для окончательного захоронения. Вне зависимости от того, будут ли когда-либо возобновлены работы по "Yucca Mountain" или не будут, данное хранилище будет способно принять едва ли половину от общего объёма американского коммерческого ОЯТ.
Эксперты также считают, что федеральная программа по обращению с ОЯТ, какой бы она ни была, должна быть "изолирована от изменений в политических приоритетах". Механизм изоляции должен быть принят законодательно, и для этого потребуются действия со стороны конгресса.
Эксперты обращают внимание, что DoE исторически слабо в вопросах взаимодействия с населением и другими заинтересованными сторонами, что было видно, в частности, на примере "Yucca Mountain". Для преодоления возникающей оппозиции проектам по строительству геологических хранилищ министерство должно разработать стратегию и привлечь квалифицированных специалистов для её реализации.
Кроме того, эксперты подчёркивают, что управление фондом "Nuclear Waste Fund" осуществляется сейчас не лучшим образом. Так, программы DoE по обращению с коммерческим ОЯТ вынуждены ежегодно конкурировать с другими программами министерства за бюджетное финансирование, в то время как их необходимо рассматривать особым порядком.
Централизованные хранилища почти все эксперты видят хорошим вариантом, позволяющим федеральному правительству снизить расходы, связанные с ОЯТ, однако отмечают, что остаётся немало факторов неопределённости - например, если будут построены частные хранилища, то смогут ли их владельцы получить ОЯТ в свою собственность?
Большинство экспертов полагает, что геологические хранилища ОЯТ необходимы вне зависимости от возможных изменений в атомной политике США - например, начнётся ли в стране переработка ОЯТ в промышленных масштабах?
Наконец, по мнению экспертов, министерству энергетики следует не дожидаться действий от конгресса, а уже сегодня приступить к восстановлению доверия населения, так как, уверены эксперты, "общественность не доверяет DoE, когда речь заходит об обращении с ОЯТ".