Министерство энергетики США (DOE) опубликовало новую концепцию обращения с высокоактивными радиоактивными отходами (ВАО). В соответствии с этой концепцией, порядок обращения с отходами будет определяться в первую очередь исходя из их радиологических характеристик, а не исходя из способа их происхождения, как раньше.
До настоящего момента по отношению к высокоактивным отходам осуществлялся «универсальный подход», вне зависимости от их активности. В конечном итоге это привело к тому, что на ядерных объектах в штатах Айдахо, Вашингтон и Южная Каролина накопилось большое количество отходов, находящихся в статусе «отложенного решения», т.е. без какого-то конкретного плана по их удалению.
В настоящее время в США действует Закон о ядерной энергии, принятый в 1954 году, с поправками, касающимися радиоактивных отходов, принятыми в 1982 году. Согласно нынешней редакции закона, высокоактивиные отходы (обозначаемые в нормативных документах аббревиатурой HLW, от слов «high-level waste»), определяются как «высокорадиоактивные материалы, образующиеся в результате переработки отработанного ядерного топлива, в т.ч. жидкие радиоактивные отходы, образующиеся непосредственно при переработке ОЯТ, и любые твёрдые материалы, образующиеся из этих ЖРО, содержащие продукты деления в высоких концентрациях, а также иные другие высокорадиоактивные материалы, которые Комиссия по ядерному регулированию отнесёт к материалам, требующим постоянной изоляции». Как отмечает издание World Nuclear News, недостатком такой формулировки стало отсутствие в законе разделения ВАО по их характеристикам, что привело к появлению объектов «ядерного наследия», в отношении которых нет программы их реабилитации.
Новый проект концепции обращения с ВАО был подготовлен по итогам 90-дневных общественных слушаний, в ходе которых было собрано более чем 5000 комментариев от заинтересованных сторон (в числе которых – депутаты Конгресса, правительства штатов и муниципалитетов, специалисты (в т.ч. из Комиссии по ядерному урегулированию), представители общественных организаций и представители индейских племён, на землях которых находятся некоторые ядерные объекты).
Одна из новаций, содержащаяся в новой концепции, заключается в том, что к высокоактивным отходам не относятся материалы, активность которых не превышает определённых критериев, установленных в соответствующем пункте Кодекса федеральных правил (Code of Federal Regulations), а также те материалы, которые не требуют глубокого геологического захоронения. В связи с этим удаление таких материалов с ядерных объектов, на которых они содержатся, может проходить в упрощённом порядке. Также отмечается, что конкретные толкования порядка обращения с таким отходами будут определяться в случае каждого конкретного объекта при участии всех заинтересованных сторон.
По утверждению представителей Минэнерго, преимущества новой концепции, если она будет утверждена, состоят, во-первых, в сокращении продолжительности хранения радиоактивных материалов на ядерных объектах; повышение уровня безопасности этих объектов в результате более быстрого хода работ по их реабилитации, экономия финансовых средств, а также приближение действующей в США нормативной базы в области атомной энергетики в соответствие с международными нормами.
Объекты, которых в первую очередь касается новая концепция – это Хэнфордский комплекс в штате Вашингтон, Национальная лаборатория Саванна-Ривер в штате Южная Каролина, и Национальная лаборатория Айдахо. По данным Минэнерго, в частности, в Саванна-Ривер находятся свыше 4000 емкостей с остеклованными РАО и свыше 130 тыс. кубометров продуктов переработки ОЯТ; в Национальной лаборатории Айдахо – 4400 кальцинированных ТРО, образовавшихся в ходе переработки ЖРО, 3210 кубометров натрийсодержащих отходов; в Хэнфорде – свыше 200 тысяч кубометров отходов, содержащихся в 177 подземных резервуарах, а также около 2000 контейнеров, содержащих радиоактивные изотопы цезия и стронция. Принятие новых нормативных правил позволит очистить эти ядерные объекты от накопленных отходов.