29 октября 2021

Компания Росатома Umatex предлагает строить мосты и дороги из композитов

Страна Росатом

Компания Umatex расширяет и перечень материалов, с которыми работает, и продуктовую линейку, и круг задач. Теперь это не просто крупнейший в России производитель композитных материалов, но и поставщик решений для строительства мостов и временных дорог, укрепления конструкций и устройства барьеров для защиты почвы от протечек нефти и нефтепродуктов. Один из недавних успешных проектов компании — ​понтонный мост через реку Емцу в Архангельской области.

Новый понтонный мост Umatex построил вместо старого, который прослужил 40 лет. Мост связывает автодороги Емецк — ​Сельцо и Зарека — ​Рипалово. Пользуются ими жители поселка Пешемское, деревень Мякурье, Усть-Мехреньга и Рипалово и дачники из ближайших городов.

Плавучий мост сделан из полых полимерных модулей, изготовленных из высокоплотного полиэтилена. Между собой модули скреплены монтажными штифтами. В середине уложен каркас-настил. Делать его можно из металла, дерева или композитов. В этом случае выбрали дерево — ​в Архангельской области оно дешевле, деревообработка — ​одна из ключевых отраслей в регионе. Поверх всей конструкции закреплено полипропиленовое дорожное покрытие. Мост выдерживает транспорт с осевой нагрузкой до 10 т. Срок его службы — ​50 лет. По расчетам Umatex, с учетом доставки и монтажа мост обошелся клиенту — ​администрации Холмогорского района — ​вдвое дешевле, чем стоил бы аналогичный металлический.

Umatex не просто поставил комплектующие, но и разработал проект, выполнил всю организационную работу и монтаж.

Другой пример расширения функционала компании: Umatex поставляет композитные шпунты для защиты почвы от углеводородов. В Усолье-Сибирском шпунты понадобились для создания противофильтрационной завесы, чтобы стоки из линзы нефтепродуктов не попадали в Ангару. Но генеральный подрядчик поставил условие: Umatex должен выполнить полный комплекс работ по установке завесы. Компания справилась и решила развивать компетенции генерального подрядчика, так как быть генподрядчиком выгодно и ей самой, и клиенту.

«На строительной площадке нужна не тысяча поставщиков, а комплексная поставка. Это делается в интересах заказчика, позволяя ему оптимизировать свои ресурсы на реализации проекта», — ​объясняет заместитель генерального директора, директор по капитальному строительству Umatex Денис Максимов.

В Umatex подсчитали, что затраты на логистику композитных материалов существенно ниже, чем металлов. Композиты в 2,5 раза легче, поэтому на одной единице техники можно перевезти больше материалов. Это важно, потому что в северных регионах России дороги есть не везде — ​даже комплектующие для понтонного моста сначала довезли автотранспортом до деревни Погост выше по течению Емцы, а потом переправили на буксире вверх по течению до места монтажа. Поэтому композитные материалы могут выиграть конкуренцию у металлических при поставке их, например, для ограждения кустов (групп) скважин на нефтеи газодобывающих проектах. Ограждения защищают как сами скважины, так и окружающую среду.

В пользу композитов есть еще два аргумента. Во-первых, изделия из металлов резко подорожали в 2021 году вместе с ростом цен на сами металлы. Во-вторых, у металлов гораздо выше теплопроводность. Они сильнее нагреваются и быстрее вызывают деградацию вечной мерзлоты вокруг себя. Как следствие, растут затраты на компенсационные мероприятия.

Umatex изучает также возможности применения полимерных покрытий для устройства временных дорог. Полимерные плиты нетребовательны к подготовке основания, выдерживают серьезные нагрузки — ​во время испытаний по ним ездила военная гусеничная и колесная техника, и покрытия выдержали. Такие дороги могут быть полезны для недропользователей и буровых компаний.

Umatex уже выполнил несколько пилотных проектов, однако до контрактов пока дело не дошло. Главное препятствие для широкого использования плит — ​цена. Полимерное покрытие примерно в 10 раз дороже бетонного аналога. Но это разница по прямым затратам только на само покрытие. Для бетонной дороги надо выравнивать грунт и делать подушку, тогда как полимерные плиты можно бросить прямо в болото. Кроме того, оборачиваемость полимерных плит (количество циклов монтажа-демонтажа) — ​до 50, бетонных — ​не более восьми (в реальности — ​один-два). Кроме того, временные полимерные дороги дадут возможность, например, буровым компаниям не ждать зимников, по которым можно ездить всего несколько месяцев в году, и сэкономить время.

«Во время пилотного проекта мы показали потенциальному заказчику все возможности полимерного покрытия. Для разворачивания производства нам нужен стабильный заказ. В этом случае мы сможем наладить производство в течение полугода», — ​обещает Денис Максимов.

Расширение функционала и линейки материалов происходит и в основном бизнесе компании — ​производстве и продаже композитов на базе углеродных волокон.

«Приведу пример, — ​говорит Денис Максимов. — ​Для систем внешнего армирования мы продаем углеродную ткань, которую пропитываем связующим и монтируем на основание. Но тут заказчик спрашивает: «А как мне подготовить основание, чтобы ваше решение работало? Какой необходим ремонтный состав? А этот будет работать? Нет, «наверное» меня не устраивает, мне надо наверняка». И вот мы уже подбираем различные ремонтные составы для комплексной поставки заказчику. В итоге продаем уже не просто углеродную ленту FibArm, но и клей, ремонтный состав, анкерный жгут, материалы для инъекции — ​комплексное техническое решение. И если три года назад у нас было менее 10 продуктов в линейке, то сейчас номенклатура продукции составляет несколько десятков уникальных наименований. Мы пришли к пониманию, что наш продукт — ​не углеродная ткань, а система FibArm, в которой собственно ткань занимает уже не первое место».

Предприятия Umatex производят ПАН-прекурсоры (исходное сырье для углеволокна в виде полиакрилонитрильных волокон), углеродное волокно, ткани, препреги (композиты-­полуфабрикаты) и готовую продукцию. Но теперь компания — ​еще и производитель решений, имеющий опыт работы с различными материалами, способный выполнять организационные, логистические и производственные задачи, подытоживает Денис Максимов.