27 июля 2021

Новый среднемагистральный лайнер МС‑21-300 на 30 % состоит из композитов производства компании Росатома Umatex

Одним из главных событий аэрокосмического салона «МАКС‑2021» в подмосковном Жуковском стала презентация и первый показательный полет нового среднемагистрального лайнера МС‑21-300. Он на 30 % состоит из композитов, в том числе производства входящей в «Росатом» компании Umatex. Скорый выход самолета «на трассы» анонсировал президент России Владимир Путин во время открытия авиасалона 20 июля.

«В ближайшее время на трассы должен выйти новейший магистральный самолет МС‑21. На нынешнем авиасалоне впервые представлены его модификации с отечественным двигателем», — ​сказал Путин на церемонии открытия МАКСа.

При создании крыла узкофюзеляжного самолета МС‑21-300, элементов его механизации и хвостового оперения применялись произведенные в России композитные материалы. Консоль крыла самолета длиной 17,5 м и центроплан изготовлены из материалов Umatex. По словам заместителя генерального директора Umatex Юрия Свистунова, импортозамещение композитных материалов в авиастроении и других отраслях стало возможным благодаря созданию полного технологического цикла производства композитов: от сырья, углеродного волокна и продуктов на его основе до готовых изделий.

Производство углеродного волокна налажено на заводе «Алабуга-волокно» в особой экономической зоне «Алабуга» в 2015 году, это позволило практически полностью заместить иностранную продукцию на российском рынке. Сейчас завод выпускает углеродные волокна, которые по характеристикам и качеству не уступают зарубежным аналогам. Углепластик, который делают из углеродного волокна, — ​один из самых востребованных материалов для создания высоконагруженных конструкций в авиалайнерах, вертолетах и беспилотниках. Композиты на основе углеродного волокна получаются легкими, прочными и долговечными. Они практически не подвержены коррозии. Композитное крыло изготовлено по уникальной технологии вакуумной инфузии, что обеспечивает высокую топливную эффективность МС‑21-300: на 4–6 % больше, чем у Boeing 737 или Airbus A320. Планируется, что первый серийный МС‑21-300 поднимется в небо до конца года.

Кроме того, 22 июня на МАКСе Umatex подписал соглашение с Уральским заводом гражданской авиации о создании совместного предприятия по разработке и производству конструкций из полимерных композиционных материалов для авиации и гражданских беспилотных авиационных систем с применением технологий искусственного интеллекта. Предприятие будет базироваться в ПОЭЗ «Ульяновск». Первую очередь введут в эксплуатацию в первом квартале 2022 года. Также планируется создать центр компетенций по композитным материалам для проведения научно-­исследовательских работ, подготовки кадров и применения технологий искусственного интеллекта.