Зарубежные отраслевые специалисты внимательно изучают российский опыт строительство и использования плавучих атомных электростанций и на его основе разрабатывают новые направления использования ядерной энергетики в морской зоне, в частности – для выработки «зеленого топлива».
Суть идеи состоит в расширении рабочих функций ядерного реактора: от ключевого элемента пропульсивной системы к источнику сравнительно недорогой электрической энергии, которую можно использовать для производства вторичного энергетического продукта.
В этой связи зарубежные эксперты высоко оценивают российские достижения как в совершенствовании мощных ядерных энергетических установок для военного, специализированного (ледокольного) и торгового (контейнеровозы) флотов, так и создании плавучих атомных электростанций. В частности, отмечается эффективное использование возможностей плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» мощностью в 70 МВт, которая успешно осуществляет автономное обеспечение региона порта Певек электричеством и горячей водой.
В качестве творческого развития самой концепции и направлений использования плавучих АЭС, американская энергетическая компания EPRI (шт. Калифорния, США), предлагает использовать производимую ими электроэнергию для выработки «зеленого топлива» – например, сжиженного водорода и аммиака.
В качестве платформ под подобные «производственные» АЭС предполагаются использовать видоизмененные проекты плавучих установок для добычи, хранения и отгрузки углеводородов (FPSO), которые в настоящее время широко используются для добычи нефти и газа как в шельфовой зоне, так и за ее пределами.
Разработчики предполагают, что благодаря наработанному опыту, специализированные судостроительные компании (например, в Южной Корее) могли бы оперативно обеспечить сооружение достаточного количества сравнительно дешевых серийных носителей новых плавучих АЭС.
По мнению экспертов EPRI, относительно небольшие размеры платформ потребуют использования более компактных комплектов специализированных механизмов и аппаратуры, в связи с чем предлагается оснастить станции гибридными термоядерными реакторами вместо традиционных (и наиболее широко используемых) водо-водяных.
Дополнительную экономию средств и предельное сокращение сроков строительства новых плавучих АЭС предполагается обеспечить за счет модульной конструкции как самих носителей, так и их ядерной «начинки». При этом предполагается достичь значительного снижения себестоимости вырабатываемой электроэнергии по сравнению с береговыми станциями – с $5000-$6000/кВт до $1600/кВт.
Согласно расчетам EPRI, достижение подобного результата в свою очередь позволит в свою очередь довести стоимость производства «зеленого топлива» (например, аммиака) до $230 за тонну, что значительно ниже всех используемых на сегодняшний день технологических цепочек на основе солнечной или ветровой электроэнергии.