Канадская компания MEDATech, специализирующаяся на транспортном тяжелом машиностроении, по заказу Канадской организации по управлению ядерными отходами (NWMO) разработала автономный вилочный погрузчик для укладки в подземном хранилище контейнеров с РАО и ОЯТ с применением бентонитового изоляционного покрытия.
Напомним, NWMO отвечает за разработку и реализацию в Канаде плана по решению проблем с накопленным ОЯТ. В настоящее время завершается процесс выбора места площадки для пункта геологического захоронения ОЯТ на глубине около 500 метров под землей. Проект хранилища предполагает наличие многоуровневых инженерных и естественных барьеров. Так, контейнеры с медными корпусами планируется при захоронении в геологических породах поместить в «буферные ящики» из бентонитовой глины.
Покрытие будет состоять из бентонитовых блоков массой по 3,6 тонны, которые будут на лифте спускаться на необходимый уровень хранилища, где далее с помощью вышеупомянутого дистанционно управляемого погрузчика будут транспортироваться к месту укладки в два слоя.
Как отмечают представители MEDATech, при выполнении данной задачи возникает ряд технических трудностей, в т.ч. плохая видимость (в узком тоннеле бентонитовые блоки будут загораживать освещение), необходимость особо точного дистанционного управления в тесном пространстве тоннеля и т.п. Для решения этих проблем используется особо камера высокой точности для помощи оператору и лазерная система навигации. Также с помощью использования специальной разметки в тоннеле часть операций по установке блоков погрузчик сможет выполнять автономно, без участия оператора.
По словам представителей MEDATech, на реализацию проекта и изготовление пилотного прототипа погрузчика ушло всего 4 месяца, включая его тестирование.
Напомним, в настоящее время из ранее предложенных 21 площадок для размещения пункта геологического захоронения РАО в Канаде были выбраны две территории – в районах Игнас и Южный Брюс провинции Онтарио. Окончательный выбор места должен быть произведён в 2023 году. Строительство пункта захоронения планируется начать в 2033 году после завершения проектирования и оформления необходимых лицензий, а его эксплуатация начнется в 2040-2045 годах.