Канадская организация по обращению с ядерными отходами (NWMO) завершила выполнение программы по бурению глубоких скважин для изучения геологии недр на двух площадках, которые рассматриваются как место для строительству пункта геологического захоронения РАО и ОЯТ.
Напомним, начиная с 2010 года NWMO по поручению правительства Канады занимается реализацией долгосрочной программы по финальной изоляции РАО и ОЯТ, отвечая за все стадии процесса – начиная с выбора площадки и разработки технологии и проекта, заканчивая контактами с местными муниципалитетами, населением и прочими заинтересованными сторонами.
В первые два года 22 канадских муниципалитета выразили заинтересованность в получении информации и более детальном рассмотрении возможности строительства у себя пункта захоронения. Ко второму этапу (т.н. «предварительная оценка») остались 11 площадок. Наконец к 2019 году на рассмотрении остались только два муниципалитета: Вабигун-Игнас и Соуджин Оджибвей Нейшн (SON) - Южный Брюс.
Обе эти площадки расположены в провинции Онтарио, в которой находятся 12 из 13 действующих в Канаде энергоблоков АЭС, а также 10 энергоблоков, находящихся в стадии вывода из эксплуатации.
Бурение проводилось на глубину до 1000 метров, что необходимо для чёткого понимания подповерхностной геологии в исследуемом районе и должно проверить соответствие участка нормативным требованиям.
Бурение шести скважин на участке Вабигун-Игнас, где работы по бурению первой скважины начались в 2017 году и было завершено в ноябре 2021 года (с перерывом во время эпидемии коронавируса в 2020-2021 гг). В свою очередь, бурение на участке Южный Брюс началось в апреле 2021 года, и год спустя, 8 апреля 2022 года NWMO объявила о завершении данного этапа исследований и на этом участке.
NWMO намерено окончательно выбрать один из этих двух участков в 2023 году. После чего начнётся ещё более детальное исследование участка для проектирования, само проектирование, и прохождение лицензионно-разрешительных процедур. Строительство пункта финальной изоляции РАО и ОЯТ должно начаться в 2033 году, а эксплуатация – в период 2040-2045 годов.