7 февраля 2022

В программы бакалавриата российских вузов включат стандарты WorldSkills

Проект по включению стандартов WorldSkills в подготовку бакалавров разрабатывал подведомственный Минобрнауки России Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения вместе с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ», Севастопольским государственным университетом, Дальневосточным и Южным федеральными университетами.

С начала этого учебного года по 11 компетенциям, таким как интернет-маркетинг, облачные технологии, технологическое предпринимательство и т.п., реализуется проект “Университет FutureSkills”, поддержанный Министерством науки и высшего образования РФ и Агентством развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия). Цель проекта — структурная трансформация кадровой подготовки в системе высшего образования для обеспечения стремительного роста экономики, развития общества и культуры в Российской Федерации.

По мнению ректора Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Юлии Антохиной, проект будет масштабироваться по всей стране и все большее количество университетов начнет интегрировать компетенции WorldSkills в образовательную деятельность.

«Например, в 2021 году в ГУАП обучили 140 преподавателей из 70 вузов страны, а в 2022 году планируется обучение еще 250 преподавателей», — сообщила Юлия Антохина.

Сейчас ГУАП планирует работать с 50 университетами России по включению стандартов и компетенций WorldSkills в общую образовательную программу.

Севастопольский государственный университет (СевГУ) еще в прошлом году вошел в консорциум университетов по внедрению стандартов WorldSkills.

«Проект “Университет FutureSkills” позволил нам апробировать внедрение компетенции из перечня FutureSkills в образовательный процесс и вписаться в новую модель бакалавриата (2+2)», — рассказал ректор СевГУ Владимир Нечаев.

В подготовку бакалавриата уже интегрированы включенные в список FutureSkills компетенции «Управление жизненным циклом», «Разработка виртуальной и дополненной реальности», «Разработка решений с использованием блокчейн-технологий», «Машинное обучение и большие данные». По словам Владимира Нечаева, этот список будет расширяться. Ректор считает, что включение компетенций FutureSkills позволяет обучать студентов передовым технологиям и делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

«У WorldSkills есть ряд весомых преимуществ и технологий, которые могут быть использованы в высшем образовании. Во-первых, это независимый экзамен, который формирует у будущего специалиста ответственность, понимание, что оценка его работе будет даваться внешним, независимым образом, поэтому нужно демонстрировать компетенции, чтобы быть успешным в своем деле. Во-вторых, это практическая, прикладная ориентация WorldSkills. Она сегодня важна, особенно для студентов, нацеленных на карьеру в реальном секторе экономики. Кроме того, мы понимаем, что уже после второго-третьего курсов многие студенты стремятся работать, и лучше, если они будут обладать практическими навыками, которые позволяют работать и получать опыт по специальности или в сфере, предполагающей владение компетенциями, которые мы описываем во FutureSkills», — добавил ректор СевГУ.

Владимир Нечаев также отметил, что количество студентов, которые участвуют в WorldSkills и FutureSkills ежегодно увеличивается, что свидетельствует об интересе к этим проектам со стороны студентов.

На высокую конкурентоспособность выпускников, прошедших обучение по стандартам WorldSkills, указывала и ректор ГУАП Юлия Антохина.

«Проект “Университет FutureSkills” позволяет студентам быть конкурентоспособными и востребованными на быстро трансформирующемся мировом рынке труда в перспективе 10–15 лет, быть лидерами инновационных преобразований в экономике. Молодые люди, прошедшие обучение по стандартам WorldSkills, отмечают, что приобрели практические навыки по своей специальности и получили независимую оценку качества своих профессиональных знаний на демонстрационном экзамене с участием независимых экспертов, в том числе от индустрии, измерили свой профессиональный рост и оценили траекторию профессионального развития», — подчеркнула ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, ставшего национальным центром компетенций FutureSkills.

Инна Шевченко, ректор Южного федерального университета (ЮФУ), где также внедряют стандарты WorldSkills, полагает, что новые компетенции будут особенно цениться в IT-среде.

«IT-компании все чаще учитывают наличие Skills Passport и дипломов чемпионатов WorldSkills при найме новых сотрудников», — отметила Инна Шевченко.

Поэтому к преподаванию в ЮФУ привлекают отраслевых экспертов и представителей IT-бизнеса.

«Участие профессиональных сообществ и индустриальных партнеров в обучении студентов — один из приоритетов образовательной политики ЮФУ. В рамках проекта “Университет FutureSkills” студенты Института компьютерных технологий и информационной безопасности в прошлом семестре осваивали разработку мобильных приложений и блокчейн-решений, обеспечение кибербезопасности и другие компетенции. Обучение по этим направлениям, наряду с преподавателями университета, проводили отраслевые эксперты и представители ИТ-компаний. По итогам демонстрационного экзамена они дали независимую оценку полученных студентами навыков. Тесное взаимодействие с предприятиями обеспечивает нашему университету эффективную обратную связь об актуальных и перспективных запросах рынка труда», — рассказала Инна Шевченко.  

В МИФИ видят за проектом FutureSkills большую и важную роль в опережающей подготовке инженерных кадров. Университет как организация, накопившая самый значительный из всех участников инициативы опыт методической и научной разработки и апробации новых компетенций, участвует в инициативе FutureSkills с самого ее старта. В вузе еще в 2018 году был создан Центр компетенций WorldSkills, который координирует подготовку сборных команд всего университета для участия в чемпионатах по его стандартам. На базе Центра также организована площадка для реализации студентами инициативных проектов, идет апробация новых учебных и подготовительных программ по компетенциям, ДПО для всех желающих.

«С самого начала нас интересовали эти компетенции не только в разрезе соревнований, но и в плане возможности интегрировать данные компетенции в образовательный процесс. Исходя из таких соображений, мы сразу привлекали к разработке компетенций и партнеров из отраслей, и преподавателей университета», — рассказал ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.

Он добавил, что подобные образовательные программы позволяют студентам быстрее осознать прикладное значение базовых фундаментальных знаний и научиться их применять на практике, в реальных кейсах.

«Получение «скиллзпаспорта» — это оценка их квалификации на данный момент и дает им возможность понять содержание реальной профессиональной деятельности и осознанно развиваться в профессиональной области. Поэтому, несмотря на некоторые сложности с дополнительной образовательной нагрузкой и восприятии новых форматов, наши студенты показали хорошие результаты на демонстрационных экзаменах на всех площадках. При систематическом повторении таких образовательных экспериментов несомненно улучшит образовательное пространство университета», — отметил Владимир Шевченко.

По словам ректора, результаты чемпионатов WorldSkills для партнеров НИЯУ МИФИ (например, ГК «Росатом») становятся объективным уровнем качества образования вуза и позволяют тестировать наши образовательные наработки.

«Поэтому инициативу Минобрнауки по более широкому внедрению компетенций FutureSkills в систему высшего образования мы поддержали по нашим «медальным» направлениям, — подчеркнул ректор. — Компетенции FutureSkills — это не только специальные знания, навыки и владение современными технологиями, это еще и надпрофессиональные умения, которые, безусловно, входят в обязательный компетентностный профиль современного инженера. Это, как говорят, must have в инженерной профессии».