Ученые Самарского университета разработают модели космических аппаратов, оснащенных электроракетными двигателями, которые позволят сэкономить топливо и сократить время полета во время исследовательских миссий в Солнечной системе, передает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу вуза.
Следует отметить, что электрореактивные космические двигатели наилучшим образом подходят к атомным источником энергии для космических аппаратов
"Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева разработают проектные модели космических аппаратов, оснащенных электроракетными двигателями малой тяги и предназначенных для исследовательских миссий к астероидам, кометам, Луне, Марсу и другим телам Солнечной системы", — говорится в сообщении.
По словам руководителя проекта, заведующей кафедрой динамики полета и систем управления Самарского университета, профессора Ольги Стариновой, которую цитирует пресс-служба, в последнее время в мировой космонавтике значительно вырос интерес к использованию электроракетных, например, плазменных и ионных двигателей. Их применение для дальних космических миссий позволяет значительно увеличить массу полезной нагрузки, а также сэкономить топливо и сократить время полета.
"Это перспективное направление в космонавтике, потому что у таких двигателей очень малый расход топлива. Это очень выгодно с точки зрения увеличения массы полезного груза, доставленного к объекту исследования. Например, на полет до Марса вам нужно топлива не в три раза больше веса того груза, который вы туда доставляете, а всего лишь одну треть от этого веса", — приводит слова Стариновой пресс-служба.
По данным пресс-службы, работа над проектом, который в конце 2021 года получил грант в рамках конкурса Российского научного фонда (РНФ), займет два года. Ученые определят наилучшие типы и характеристики двигателей, рассчитают запасы топлива и возможную полезную нагрузку. Также будет создан программный комплекс для определения оптимального управления полетами таких аппаратов в гравитационных полях сложной конфигурации.
"Создание проектных моделей означает, что мы определим и рассчитаем, какие именно двигатели, с какими характеристиками лучше всего подойдут для той или иной миссии, сколько потребуется топлива и какая энергоустановка может быть использована. Будем проводить расчеты, готовить эскизы и 3D-модели. В целом ожидается, что результаты проекта будут уникальными, не имеющими пока мировых аналогов, а общественная и социальная значимость этих результатов будет заключаться в их использовании для дальнейшего освоения человеком дальнего космоса с помощью автоматических космических аппаратов", — сказала Старинова.