Рейтинг составила компания Clarivate — владелец поисковой научной системы Web of Science, в нем более 6 тыс. человек, и только четверо из них россияне. Почему переписка с редакциями научных журналов длится месяцами, как распределяется тепло в разных средах и отчего в науке не бывает профессионального выгорания, ученый Михаил Шеремет рассказал изданию «Страна Росатом».
Михаил Шеремет работает в двух вузах. В Томском государственном университете заведует лабораторией моделирования процессов конвективного тепломассопереноса и кафедрой теоретической механики механико-математического факультета, также он профессор в Научно-образовательном центре И.Н. Бутакова Томского политеха. Наукой он занимается 17 лет, последние 10 получились очень продуктивными. Ученый опубликовал более 350 научных работ в российских и зарубежных журналах. Многие из них вызвали резонанс в научном сообществе, поэтому Михаил и оказался в рейтинге цитируемости.
«Цитируемость — это ссылки на ваши исследования в высокорейтинговых журналах, которые индексируются в международных базах, — пояснил Михаил Шеремет. — Работает это так: вы опубликовали статью или результаты исследований, если они заинтересовали ваших коллег, они напишут что-то по следам и в своих работах сошлются на первоисточник, то есть на вас. Всего в рейтинг вошли 6602 ученых более чем из 70 стран и регионов — эти авторы публиковали наибольшее количество высокоцитируемых научных работ в последние 10 лет».
Выборка происходила автоматически, без участия ученых. Имя Михаила Шеремета попало в группу исследователей, работающих на стыке нескольких дисциплин. Категорию «Междисциплинарные исследования» ввели недавно — для ученых, которые не относятся к конкретным научным направлениям, но имеют резонансные публикации.
«Безусловно, мне приятно оказаться рядом с нобелевскими и филдсовскими лауреатами, — говорит Михаил Шеремет. — В списке есть знакомые фамилии, а есть и люди, с которыми я знаком лично: коллеги и соавторы, с которыми мы проводили совместные исследования».
Михаил стал одним из четверых российских ученых, попавших в этот престижный список. У него есть своя версия, почему в рейтинге так мало представителей России: «Причин несколько. Многие инженерные направления в России нельзя широко публиковать из-за того, что тематики закрытые. И до недавнего времени очень мало отечественных научных журналов переводили на другие языки».
Помимо Михаила Шеремета, в рейтинг также вошли Виктор Котелянский (Сколковский институт науки и технологий), Николай Кузнецов (Санкт-Петербургский госуниверситет и Университет Йювяскюля (Финляндия) и Геннадий Леонов (Санкт-Петербургский госуниверситет).
По словам исследователя, опубликовать научный труд в престижном журнале всегда было непросто. Например, в самом начале его карьеры главным препятствием была бюрократия.
«Когда я писал первые статьи, интернет уже был, — говорит Михаил Шеремет. — Но это не сильно ускоряло обмен информацией. Например, я, как и многие мои коллеги, хотел публиковаться в Инженерно-физическом журнале, издаваемом Институтом тепло- и массообмена им. Лыкова НАН Беларуси, в нем всегда было много интересного. Но в издании было правило, оставшееся еще со времен СССР: присылать статьи по обычной почте. То есть отправляешь письмо, ждешь несколько недель, пока оно дойдет в Белоруссию, потом слышишь характерное «пик» из компьютера, приходит оповещение на электронку: «Мы получили бумажную версию материала, ждите ответа рецензента». А его тоже отправляют по обычной почте. Сидишь, ждешь еще месяц. До опубликования могло много времени пройти. Но все равно дело того стоило. Удивительное ощущение — открыть журнал, которым ты зачитываешься, и увидеть там свою фамилию в строчке «автор».
В оцифрованном мире, по наблюдениям Михаила Шеремета, проблемы другие. Высокая скорость обмена информацией не сыграла на руку ученым, жаждущим широкого признания. Материалы приходят в издания стремительно, в большом количестве, и месяцами лежат в редакционном портфеле, ожидая своего часа.
«В последние лет пять очень сильно выросла публикационная активность ученых, они научились переводить свои работы на разные языки. Поток публикаций огромный, попасть на страницы журналов сложно, конкуренция очень жесткая, — продолжает Михиал Шеремет. — Особенно много стало авторов из Юго-Восточной Азии, Китая, России. Моих российских коллег к активности подстегивает не только внешний, но и внутренний рынок. В стране много программ по поддержке ученых, запущенных Министерством науки и высшего образования РФ, они стимулируют публикационную активность. Это ведь важный элемент успеха ученого. Вот все и ринулись в специализированную периодику со своими работами. Так что сегодня порой проще добиться публикации в другой стране, чем на родине».
Научные исследования математика посвящены конвективному тепломассопереносу в различных средах — изучению самого процесса и факторов, на него влияющих. Михаил Шеремет и его коллеги работают над несколькими большими проектами по переносу тепла в элементах радиоэлектронной аппаратуры, энергетических системах и наножидкостях.
«Мы решаем прикладные задачи на основе теоретических подходов, — поясняет ученый. — С помощью математического аппарата моделируем физические процессы. Сейчас, например, реализуем проект российского научного фонда, посвященный моделированию активных и пассивных систем охлаждения тепловыделяющих элементов в электронике и энергетике. Проводим численные исследования с использованием вычислительной техники с точки зрения анализа возможных систем охлаждения элементов — это различные чипы, если говорить об электронике, или теплообменная аппаратура, если говорить об энергетике. Мы рассматриваем, например, возможность использования в начинке пористых вставок, а также материалов — парафинов, гелей — которые при разных температурах переходят из твердого состояния в жидкое и назад».
Исследования в этой области он проводит совместно с зарубежными партнерами из США, Канады, Румынии, Турции, Индии, Италии, Китая, Малайзии, Ирана, Великобритании, Саудовской Аравии. Сфера применения наработок очень широка.
«В электронике поддержание температурного режима позволяет избежать деградации материалов, продлить срок эксплуатации изделий, — говорит Михаил Шеремет. — В строительстве материалы с изменяемым фазовым состоянием внедряют в строительные конструкции. Например, берут полый кирпич и в него добавляют парафины, гели. Днем они плавятся, поглощая тепло, в помещении прохладно. Ночью материалы остывают, передавая тепло внутрь здания и заодно блокируя доступ охлаждающей волны из внешней среды. Круглые сутки температура за счет этого комфортная. В Европе распространены такие умные дома, которые сами себя обслуживают за счет правильного взаимодействия с внешней средой».
Есть у ученого и проекты в сфере безопасности АЭС. Например, в 2012 году его команда выиграла президентский грант для молодых кандидатов наук по математическому моделированию нестационарных режимов термогравитационной конвекции тепловыделяющей жидкости в технологических объектах. Одна из задач проекта была связана с моделированием поведения кориума в корпусе реактора. Кориум — это расплавленная смесь уранового топлива, циркония и других конструкционных материалов, которая образуется при тяжелых авариях, вызывающих нарушение целостности активной зоны реактора.
«Мы научились предугадывать поведение расплава с точки зрения гидродинамики и теплопереноса, — объясняет Михаил Шеремет. — Для предотвращения выхода кориума на некоторых новых современных энергоблоках используют ловушку расплава. Но это требует дополнительных конструктивных решений и увеличения затрат на строительство АЭС. Концепция внутрикорпусной локализации — это хорошая альтернатива ловушке. Но она требует глубокого и уточненного понимания гидродинамики и теплопереноса. Сейчас проводим детальные исследования поведения кориума, его взаимодействия с ограждающими конструкциями».
Исследования по этой теме продолжаются. У Михаила Шеремета есть два аспиранта, которые выбрали это направление темой своих исследований.
Преподавание и создание собственной научной школы — важное направление работы Михаила Шеремета. Работа в двух ведущих томских университетах позволяет ученому охватить больше проектов и задействовать в них как можно больше людей.
«С каждым годом роль наставника для меня все важнее, — признается Михаил Шеремет. — У меня есть бакалавры, магистранты, аспиранты. Я бы не прочь когда-нибудь вырастить академика, но это не самоцель. Главное, чтобы мои ученики стали крепкими профессионалами, приносящими пользу обществу. Это хороший путь. Профессия ученого занимает одно из первых мест в рейтинге занятий, при которых сложно выгореть. Здесь постоянно происходит что-то новое, много эмоций, есть все условия для роста. Я в науке 17 лет, за это время многое изменилось в лучшую сторону. Государство стало активно финансировать исследования, только наша лаборатория за время существования выиграла пять президентских грантов, плюс мы постоянно участвуем в разных госпрограммах, направленных на развитие научного комплекса. Много стипендиальных программ для молодых ученых. Во многих вузах есть современные лаборатории. Сегодня можно жить и работать в любом городе. Вот мне, например, в Томске нисколько не тесно. Современные системы коммуникаций позволяют общаться и работать с коллегами из любых точек мира».
В 2005 году Михаил Шеремет окончил механико-математический факультет ТГУ. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сопряженный конвективно-кондуктивный теплоперенос в замкнутом объеме с локально сосредоточенными источниками тепловыделения» по специальности «механика жидкости, газа и плазмы».
В 2012 году, в 28 лет, защитил докторскую диссертацию на тему «Сопряженный тепломассоперенос в областях с локальными источниками энергомассовыделения». За последние 10 лет опубликовал более 350 работ, посвященных моделированию тепломассопереноса в различных средах и технических системах. Печатается в высокорейтинговых международных журналах, среди которых журналы, входящие в первый квартиль по Web of Science: International Journal of Heat and Mass Transfer, International Journal of Thermal Sciences, International Communications in Heat and Mass Transfer.
В 2017 году получил звание одного из самых цитируемых ученых в России в области инженерных наук по версии Web of Science, рейтинг составила компания Clarivate. Обладатель шести грантов Президента РФ, а также премий губернатора и Законодательной думы Томской области.