Никакого увеличения радиоактивности на европейской территории за последнее время не было обнаружено, такое заявление прозвучало от эксперта по ядерной безопасности из института IRSN Жиля Туссена, сообщила бельгийская газета Le Echo.
Спустя тридцать шесть лет после взрыва реактора № 4 на Чернобыльской АЭС, которая находится на самом коротком пути между Белоруссией и столицей Украины, российские войска после столкновений с украинской армией установили контроль над этим знакомым им объектом.
Объект действительно знакомый, подчеркивает газета, потому как в нем можно увидеть символ завоеваний западной границы. Поскольку безопасность бывшей советской атомной электростанции в последние тридцать лет в значительной степени обеспечивалась операторами из Европы и США.
Итак, констатирует газета, под контролем русских теперь оказалось 2500 тонн отработанного ядерного топлива. Такое развитие ситуации вызывает множество вопросов и определенные опасения. Будут ли русские использовать отработанное ядерное топливо «как оружие» для заражения европейской территории?
По мнению консультанта по энергетике, который более двадцати лет был советником фракции зеленых Европейского парламента по вопросам энергетики, такая идея является абсурдной. «Лично я не вижу в этом никакого смысла», — сказал Майкл Шнайдер.
По его словам, реактор, разрушенный в 1986 году, сегодня защищен огромным стальным саркофагом, оснащённым системами управления, вентиляцией и противопожарными устройствами, установка которых была завершена четыре года назад. Он также пояснил, что под саркофагом находится корий — расплавленное ядро реактора — магма, состоящая из смеси радиоактивных материалов (урана и плутония) и образовавшего в результате взрыва мусора, к которому невозможно приблизиться.
С его слов, на 30-километровой зоне отчуждения находится 2500 тонн отработанного топлива. Часть этого топлива уже упакована в сухие контейнеры для хранения, но большая часть все еще находится в бассейнах охлаждения. Задача состоит в том, чтобы продолжить оптимальное управление этими отходами.
Опасность, по мнению Шнейдера, находится не в Чернобыльском реакторе, хотя и туда может угодить случайная ракета или бомба, а в других пятнадцати украинских ядерных реакторах, которые все еще работают на отработанном топливе. Системы охлаждения в этих реакторах либо не работают, либо отсутствуют совсем, и есть риск самопроизвольных пожаров.
«Мои опасения связаны с тем, что во время военных действий никто ничего не контролирует, и вероятность взрыва как никогда велика», — сказал Шнейдер.
Со своей стороны, международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), объявило что следит за ситуацией на Украине «с глубокой озабоченностью» и призывает все стороны конфликта проявлять максимальную сдержанность и не ставить под угрозу ядерные объекты страны.
25 февраля агент по безопасности ядерных установок на Украине объявил о том, что нет никаких проблем с ядерным реактором в Чернобыле. Тем не менее радиоактивные частицы, по сообщению газеты, были обнаружены в почве, после прохождения российских танков недалеко от зоны отчуждения Чернобыльскогo реактора и даже в других более отдаленных местах.
Французский Институт радиационной защиты и ядерной безопасности, комментируя это заявление, подчеркнул, что у него нет никаких доказательств этого. Представитель российской армии также заверил, что нет никаких опасений по поводу безопасности реактора, и что радиация в этом районе соответствует стандарту.