Об этом сообщил в интервью S&P Global Commodity Insights вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса «Русатом Оверсиз» Антон Москвин.
Чтобы занять 20% мирового рынка водорода, Россия собирается использовать свои запасы природного газа, ядерную энергию, существующую инфраструктуру и сотрудничать с зарубежными партнерами для запуска новых производств. Страна ориентируется на три региона — северо-западный, Дальний Восток и Арктику.
«Росатом» планирует развивать производство низкоуглеродного водорода как путем электролиза, так и путем паровой конверсии метана. «У нас амбициозные планы стать одним из крупнейших производителей водорода не только в России, но и на международном рынке», — отметил Антон Москвин.
Один из проектов реализуется на площадке Кольской АЭС, где в 2023 году будет запущено производство водорода мощностью до 25 тыс. т в год. Сырье будет использоваться для декарбонизации и экспорта в Европу.
Росатом также рассматривает возможность строительства завода по производству водорода из природного газа с захватом СО2 на Сахалине. Продукция предназначается как для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и для локального применения в секторе транспорта, энергетики и промышленности. Проект хотят запустить к 2025 году. Первоначальный объем производства должен составить 30 тыс. т в год с потенциальным увеличением до 100 тыс. т.
Госкорпорация подписала ряд соглашений об использовании низкоуглеродного водорода на промышленных объектах с такими компаниями, как «Металлоинвест», НЛМК и «Лукойл».
В транспортном секторе «Росатом» подписал соглашения о запуске водородных поездов с «Трансмашхолдингом», РЖД и правительством Сахалина. Госкорпорация также планирует сотрудничать с автопроизводителями «КАМАЗ» и Volvo Group Russia.
За пределами России «Росатом» рассматривает совместный проект с «Лукойлом» по производству экологически чистого водорода, который поможет декарбонизировать нефтеперерабатывающий завод в Румынии.
«Мы не только видим возможности для реализации водородных проектов в России и для экспортных цепочек поставок, мы также готовы инвестировать и развивать водородные проекты в других странах», — сказал Антон Москвин.
Он добавил, что «Росатом» обсуждает варианты поставок с грузоотправителями и стремится сотрудничать с японскими, корейскими, а также российскими компаниями по экспорту.
«Мы прорабатываем различные варианты морской транспортировки водорода, как в сжиженном виде на специализированных судах или в контейнерах, так и в составе синтетического топлива или химических соединений, например в форме аммиака», — отметил Антон Москвин.
Главными преимуществами АЭС Антон Москвин назвал их надежность и предсказуемость, а также отсутствие затрат на системы хранения энергии: «Можно с уверенностью сказать, что водород, произведенный методом электролиза воды с использованием электроэнергии с АЭС, является безуглеродным, и спрос на него будет расти. В целом мы считаем, что при разработке водородных проектов, особенно в рамках международных цепочек поставок, необходимо оставаться нейтральными в отношении технологий производства водорода и анализировать реальные показатели углеродного следа, которые будут напрямую влиять на достижение наших общих целей по декарбонизации».