Компании EnergySolutions и Radiation Safety & Control Services (RSCS) создадут совместное предприятие для вывода из эксплуатации первого в мире грузо-пассажирского судна “Саванна” с ядерной энергетической установкой. В ходе работ будет демонтирована его реакторная система, и далее корабль будет превращен в музей.
22 000-тонное судно “Саванна”, зарегистрировано сегодня как национальная историческая достопримечательность США, было введено в эксплуатацию в июле 1959 года для популяризации мирного использования атомной энергии в рамках программы президента Дуайта Эйзенхауэра "Атом для мира". На судне был установлен реактор мощностью 74 МВт, выдающий 16,4 МВт на гребной винт, и в 1964 году его мощность была увеличена до 80 МВт. В реакторе использовался 4,2% и 4,6%-обогащенный уран Через восемь лет корабль был выведен из эксплуатации, выполнив свою миссию, также из реактора было выгружено топливо. “Атомный” корабль был признан технически успешным, но экономически нежизнеспособным. Сегодня от ядерной энергетической установки на борту корабля остались только ее системы, конструкции и компоненты. В настоящее время “Саванна” стоит в доке в Балтиморе, штат Мэриленд.
RSCS начала работать с Морским управлением Министерства транспорта США (MARAD) в 2007 году над подготовкой первого этапа вывода из эксплуатации и завершила его в начале 2021 года. Совместное предприятие RSCS-EnergySolutions, названное Nuclear Ship Support Services, LLC, в настоящее время осуществляет второй и третий этапы по выводу из эксплуатации, при этом ожидается, что работы будут завершены в середине 2023 года, а прекращение действия лицензии корабля – к 2025 году.
Работы по выводу из эксплуатации включают демонтаж системы привода управляющих стержней, компенсатора давления, корпуса реактора, бака нейтронной защиты, парогенераторов, трубопроводов первого контура, компонентов корпуса реактора и первого контура. Все демонтируемые материалы определены как низкоактивные РАО и будут транспортированы и захоронены на объекте компании EnergySolutions вблизи г. Клайв, штат Юта.
"Этот корабль спроектирован с единственным в своем роде судовым реактором и сопутствующими вспомогательными системами", - сказал исполнительный директор RSCS Джей Тарзиа, - "Целью проекта является безопасный и хирургический вывод корабля из эксплуатации с сохранением максимальной целостности судна для дальнейшего сохранения этой национальной исторической достопримечательности".