8 апреля 2022 года, исполняется ровно 1000 дней со дня запуска российской астрофизической обсерватории «Спектр-РГ». Тысячу дней подряд без выходных и каникул работают платформа «Навигатор» и научная аппаратура, работают центры дальней космической связи, принимающие данные с борта, работают баллистические центры и служба управления, рассчитывая орбиту и поддерживая функционирование служебных систем космического аппарата, работают ученые, анализируя полученные данные. И вся эта колоссальная ежедневная работа не напрасна. Она дает нам — всему человечеству — возможность увидеть небо таким, каким его еще никто не видел.
Многое удалось сделать за эти дни. Телескопы обсерватории: eROSITA и ART-XC имени М. Н. Павлинского — наблюдали удивительнейшие небесные объекты: сливающиеся скопления галактик и очень мощные молодые квазары, остатки вспышек сверхновых и звездные «ясли», открывали нетипичные микроквазары и мигающие сверхмассивные черные дыры. И, конечно, выполняли свою главную задачу — строили новые, более подробные, ретнтгеновские карты всего неба. Уже первый обзор позволил удвоить число известных на небе источников, а с тех пор завершились еще три полных обхода неба.
Глядя на звездное небо темной ночью вдалеке от города, невозможно не заметить Млечного пути — яркой, перевитой темными прожилками полосы, пересекающей небо. Именно в этой полосе, находится бóльшая часть звезд нашей Галактики, скрытая за непроницаемой для видимого света завесой из межзвездного газа и пыли.
«Мягкое рентгеновское излучение тоже поглощается на пылевых облаках, образуя контрастные „провалы“ на карте всего неба eROSITA. А вот жесткие рентгеновские лучи, в которых на Галактику смотрит телескоп ART-XC имени М. Н. Павлинского, куда меньше подвержены их влиянию. И надо честно сказать, что всю эту тысячу дней взгляды команды ART-XC были прикованы к Млечному пути и особенно к его „сердцу“ — области вблизи центра Галактики», — говорит заместитель директора ИКИ РАН, научный руководитель телескопа ART-XC имени М. Н. Павлинского Александр Лутовинов.
Осенью 2019 года ART-XC сделал первый глубокий обзор центральной части Галактики. Сейчас было решено повторить глубокий обзор, но теперь не ограничиваться только центральной частью Галактики, а двинуться дальше вдоль её диска. Последние несколько недель шаг за шагом ART-XC осматривает плоскость Галактики, двигаясь с южного неба на более привычное нам северное.
На представленном изображении показана выполненная на данный момент (8 апреля 2022 года) часть этого обзора, центральные двадцать градусов плоскости. В самой правой его части видна протяженная структура сложной формы, более подробно показанная на врезке ниже. Это G347.3-0.5 (она же RX J1713.7-3946) — остаток сверхновой, судя по всему, взорвавшейся в 393 году н.э. Этот остаток расположен достаточно близко к Земле (на расстоянии около 3000 световых лет) и является одним из ярчайших на небе в жестких гамма-лучах. Это указывает на то, что на ударных волнах в нем действует природный ускоритель заряженных частиц — примерно такой же по достигаемой энергии, как Большой адронный коллайдер, только гораздо бóльший по масштабам.
Телескоп ART-XC позволяет впервые подробно рассмотреть этот интереснейший объект в мельчайших деталях, можно сказать добавить «цвета» на его карту, что позволяет лучше разобраться в процессах, происходящих в области ударной волны, понять конкретные механизмы генерации зарегистрированного жесткого рентгеновского излучения. Подобная картографическая работа была недавно проведена ART-XC имени М. Н. Павлинского и по другому яркому остатку сверхновой — Корма А (Puppis A).
Центральная часть Галактики, показанная на средней врезке, — это вотчина дремлющей сверхмассивной черной дыры, названной радиоастрономами Стрелец А* (Sagittarius A*). Эволюция галактик тесно связана с жизнью и «диетой» их центральных черных дыр, и в этом плане Стрелец А* ведет себя в последнее время совершенно непримечательно. Его яркость даже во время вспышек не дотягивает до яркости расположенных рядом десятков Галактических рентгеновских двойных, что, учитывая в миллионы раз бóльшую массу центральной черной дыры, указывает на то, что она держит строжайший «пост». Но так было далеко не всегда.
По данным предшественника ART-XC — телескопа АРТ-П, работавшего на борту обсерватории «ГРАНАТ» в 1989–1998 гг., были обнаружены следы того, что в недалеком прошлом, несколько веков назад, Стрелец А* был гораздо активнее, поглощая в сотни тысяч раз больше вещества в секунду и светя ярче в соответствующее количество раз. Следы этой активности теперь проявляются в виде отражения рентгеновского излучения, родившегося тогда, от молекулярных облаков, расположенных вблизи центра Галактики, которое видит и ART-XC.
Этот эпизод, видимо, был не самым «сытым» в истории нашей центральной черной дыры. Недавно обнаруженные огромные протяженные структуры — «пузыри Fermi/eROSITA», скорее всего, возникли в результате достаточно долгого (несколько миллионов лет) периода, когда Стрелец А* был еще в десять тысяч ярче, т.е. в миллиард раз ярче, чем сейчас.
Еще одна причина, по которой всегда интересно исследовать Галактические источники, — их переменность. Рентгеновское небо гораздо динамичнее, чем привычное нам небо в видимом свете. Почти каждый год на нем вспыхивают рентгеновские новые, превосходя по яркости все прочие объекты, гаснут и вновь разгораются рентгеновские пульсары в двойных системах с гигантскими звездами, меняют свои «цвета» аккреционные диски вокруг черных дыр — словом, все небо «бурлит».
Одна из таких активных звезд попала в поле зрения телескопа ART-XC, пока он наблюдал миллисекундный пульсар PSR B1937+21 — один из будущих «маяков» рентгеновской навигации. На врезке слева показаны кривая блеска этой звезды, на которой хорошо видны вспышка в поле зрения ART-XC: во время короткой вспышки звезда становится гораздо ярче пульсара, в то время как вне вспышки её практически не видно.
Илья Мереминский, научный сотрудник ИКИ РАН, отвечающий за оперативный анализ данных ART-XC имени М. Н. Павлинского, отмечает:
«Эта вспышка продолжительностью в несколько десятков минут была на порядки мощнее, чем самые мощные вспышки, когда-либо наблюдавшиеся на Солнце. А это значит, что даже если вокруг этой или похожей звезды обнаружатся экзопланеты, наличие жизни на них будет крайне маловероятным — жесткое рентгеновское излучение родительской звезды во время таких мощных вспышек нагревает и „сдувает“ атмосферу, лишая поверхность планеты защиты от разрушительного рентгеновского излучения».
Рентгеновские наблюдения очень важны и чрезвычайно информативны для исследования уникальных и впечатляющих источников: от молодых протозвезд до звездных останков — компактных объектов и остатков сверхновых, от «голодных» квазаров в ранней Вселенной до гигантских скоплений галактик, от кажущихся неинтересными коричневых карликов до полярных сияний на других планетах.
Работа обсерватории «Спектр-РГ» и первого российского зеркального рентгеновского телескопа ART-XC имени М. Н. Павлинского на ее борту продолжается, а значит нас ждет множество удивительных открытий.