Норвежская судостроительная компания Ulstein представила концепцию проекта судна Thor, которое будет оснащено жидкосолевым ториевым реактором.
Задачей судна Thor должна стать выработка электроэнергии для подзарядки аккумуляторов судов с электродвигателями. Таким образом, Thor фактически будет выполнять роль плавучей АЭС со специфическими функциями.
Предполагается, что длина судна будет составлять 149 метров и на нём будут иметься вертолётные площадки, автономные транспортные средства, включая беспилотные летательные аппараты, а также лекционный зал. В настоящее время развивается большое количество проектов ториевых и жидкосолевых реакторов, при этом Thor должен будет стать одним из первых успешных опытов по коммерциализации этих технологий.
В качестве одного из перспективных «клиентов» Thor рассматривается круизное судно Sif, разработчиком которого является та же компания Ulstein. Предполагается, что судно Sif, способное вместить 80 пассажиров и 80 членов экипажа, будет совершать круизы в отдалённых местностях, в т.ч. в арктических и антарктических водах. Для сохранения экологической чистоты этих местностей принципиально важен нулевой уровень выбросов на транспортных средствах в этих районах, поэтому судно Sif будет работать на электродвигателях, питающихся с помощью аккумуляторных батарей, а подзарядку этих аккумуляторов будет обеспечивать судно Thor.
Как говорится в заявлении представителей компании Ulstein, судно Thor будет способно одновременно обеспечивать электрическую подзарядку четырёх электрических судов наподобие вышеупомянутого Sif, при этом само по себе будет энергетически самодостаточным и не нуждающимся в подзарядке.
Также отмечается, что в настоящее время в других странах мира существует ряд проектов подобного рода. Так, в ноябре 2020 года международный консорциум с участием британской компании Core Power и американских Southern Company, TerraPower и Orano USA подал заявку на участие в конкурсе Министерства энергетики США для создания экспериментального судового жидкосолевого реактора – прототипа среднемасштабного реактора коммерческого класса на основе технологии MSR. В марте 2021 года также был инициирован аналогичный проект «Earth 300» с участием 22 лабораторий из разных стран.
Напомним, ещё в 2008 году Международная морская организация ООН обязала судоходные сократить выбросы парниковых газов в 2 раза к 2050 году.