В статье, опубликованной 20 февраля в "The Jakarta Post", говорится, что компания "ThorCon International Pte Ltd" планировала построить в Индонезии плавучую АЭС мощностью 500 МВт(э) в срок до 2027 года.
Станцию стоимостью 1,21 миллиард долларов предполагалось разместить у одного из трёх индонезийских островов - Банка, Суматра или на западе Калимантана.
В 2017 году говорилось о более скромном проекте - плавучая АЭС на 250 МВт(э).
Основная проблема компании "ThorCon" заключается в том, что её технологии нельзя отнести к апробированным. Поэтому регуляторы не торопятся со своими заключениями, и реализовать проект в сроки до 2027 года вряд ли удастся.
С другой стороны, отсутствие разрешений - удобный способ объяснить причины пробуксовывания проекта.
В газете приводятся слова представителя "ThorCon" в Индонезии Боба Эффенди, сказанные 3 февраля:
"Нам нужен только листок бумаги из министерства, на котором было бы написано: "Да, давайте сделаем это". Есть определённые вещи, которые мы должны начать делать в этом году, и их стоимость довольно велика, миллиарды рупий. Мы не будем вкладывать миллиарды без какой-либо определённости".
Жидкосолевые реакторы, действительно, могли бы быть интересны для Индонезии, благодаря их возможностям по вовлечению в топливный цикл тория. Страна располагает обширными ториевыми запасами - 133 тысячи тонн, по оценкам местных атомщиков. Если технология ЖСР будет когда-либо отлажена, то для такой страны, как Индонезия, она может оказаться удачным выбором.
Вопрос в том, когда именно жидкосолевая технология будет отлажена. Один из руководителей индонезийского агентства по ядерной энергии (BATAN) Данданг Пурвади в интервью "The Jakarta Post" назвал вероятным сроком пуска первой коммерческой АЭС с реактором от "ThorCon" 2040 год.
"Мы должны подождать 10 лет до того момента, когда технология обретёт зрелость, и ещё 10 лет уйдёт на строительство станции", - пояснил индонезийский атомщик свой прогноз.
Помимо отсутствия у ЖСР референтности, компания "ThorCon" сталкивается и с другими проблемами. Индонезийское руководство не питает к атому слишком тёплых чувств, хотя и не отказывается от него наотрез.
В 2014 году занимавший на тот момент пост президента Сусило Бамбанг Юдойоно назвал атомную энергетику "последним средством" энергоснабжения страны. С тех пор в Индонезии более полагаются на уголь, газ и ВИЭ. А в январе 2020 года индонезийский министр энергетики Арифин Тасриф назвал приоритетной задачей доведение доли ВИЭ в энергобалансе страны до 23% к 2025 году.
Несмотря на голоса скептиков, компания "ThorCon" продолжает искать для своего проекта партнёров, как в Индонезии, так и в третьих странах.
В Индонезии такими партнёрами могут стать судостроительная компания PT PAL, горнодобывающая компания "PT Timah" и электроэнергетическая компания PLN.
Соглашение с PT PAL было подписано летом 2019 года, стороны договорились подготовить технико-экономическое обоснование строительства станции. Как ожидается, к работам по строительству может быть привлечена "Daewoo Shipyard & Marine Engineering" из Южной Кореи.
Роль "PT Timah" может заключаться в поставках тория. Его в качестве побочного продукта можно получать при добыче олова, а "PT Timah" - одна из крупнейших в мире компаний, как раз и занимающихся разработкой месторождений олова.
С энергетиками из PLN соглашение было подписано в ноябре 2019 года, но в нём также речь идёт только про обоснование проекта.
"The Jakarta Post" цитирует комментарии топ-менеджеров компаний, рассматривающихся в качестве партнёров. Надо заметить, что они выглядят весьма уклончиво.
"Я общался с ними (с "ThorCon"), но я думаю, что их технология всё ещё где-то далеко. Но мы, в принципе, готовы давать им сырьё", - заявил президент "PT Timah" Мохтар Риза Пахлеви Табрани. Он добавил, что его компания заключила соглашение с BATAN по созданию запасов монацитов.
"Мы не станем сегодня принимать каких-либо решений или что-то обещать. Мы следим за развитием событий", - в свою очередь, пояснил заместитель главы компании PLN Дармаван Прасоджо.