Минск приглашает Вильнюс к к профессиональному и открытому диалогу по всем имеющимся у белорусской стороны вопросам в отношении литовских ядерных проектов, сообщил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Анатолий Глаз.
«У Литвы серьёзные сложности с выводом Игналинской АЭС и сопутствующим обращением с ядерным топливом и радиоактивными отходами. Это ни для кого не секрет. Представьте, за последнее время на площадке Игналинской АЭС в промышленную эксплуатацию введены три новые установки – промежуточное хранилище отработанного ядерного топлива, комплекс по извлечению твердых радиоактивных отходов МИ-1 и комплекс по извлечению твердых радиоактивных отходов МИ-2, МИ-3.
При этом все эти работы проводятся тайно, с игнорированием требований основополагающих международных документов в этой сфере. Это не шутка. К примеру, литовская сторона, наперекор базовым нормам такой авторитетной международной организации как МАГАТЭ, уже более 15 лет просто не допускает на площадку Игналинской АЭС ключевые миссии Агентства, например, миссию SEED для оценки безопасности площадки, дизайна хранилища отработавшего ядерного топлива и комплекса по обращению и хранению радиоактивных отходов. Не допускает и миссию OSART для оценки безопасности Игналинской АЭС в процессе её вывода из эксплуатации»,
– рассказал официальный представитель белорусского МИД.
По его словам, Литва не следует и рекомендациям европейских регуляторов, которые касались вероятностного анализа безопасности Игналинской АЭС. Внешнеполитическое ведомство Белоруссии выразило обеспокоенность и тем, что Литва не является участником Протокола к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб.
«Беларусь неоднократно призывала её присоединиться к этому базисному международному соглашению. Пока безрезультатно». Поэтому всё это – строительство ядерных могильников непосредственно у границы Республики Беларусь, долговременное хранение облучённого ядерного топлива на площадке без контайнмента – не могут не вызывать у нас закономерных опасений», – заключил он.
Напомним, Игналинская атомная станция действовала с 31 декабря 1983 по 31 декабря 2009 года – 26 лет. Работали два энергоблока, строительство третьего было остановлено в 1988 году, а четвёртого в связи с наступлением времён «независимости» так и не было начато. В 2000-е здание недостроенного энергоблока было демонтировано.
31 декабря 2004 года был остановлен первый энергоблок ИАЭС, через пять лет – второй. Процесс уничтожения станции был оценен в 3,77 млрд евро. Выгрузка ядерного топлива из реакторов завершилась только к концу 2018 года. В мае 2021-го было завершено строительство хранилища низкоактивного ядерного топлива. Однако множество проблем, связанных с утилизацией и хранением ОЯТ, остаются.
Напомним также, что руководство Литвы отчаянно боролось против строительства Белорусской АЭС, в том числе и с целью отвлечь внимание общественности от проблем с Игналинской атомной станцией.