АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») и администрация Вологды разработали систему мониторинга общественного транспорта.
Система разработана в рамках второго этапа реализации проекта по формированию в городе интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Она позволит в режиме онлайн регулировать транспортные потоки, прогнозировать ситуацию на дороге, а также моделировать работу общественного транспорта в городе. Работы ведутся в рамках федеральной программы «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
Система мониторинга общественного транспорта позволяет специалистам отслеживать всю необходимую информацию: в какое время на линию вышел автобус, по какой траектории двигался в течение дня, задерживался или опережал график движения. Кроме того, предполагается непосредственная связь с водителями автобусов. При необходимости, диспетчер через специальный сервис сможет сделать звонок на мобильный телефон и уточнить данные у водителя. На данный момент в базу программы занесено более 500 остановок, размещенных в Вологде, а также автопарк города. Впоследствии к системе будут подключены еще и автобусы частных перевозчиков.
«Программа представлена в формате отчетов о работе каждого автобуса и троллейбуса, его времени в пути, маршрута, а также в виде интерактивной карты с движущимся транспортом в режиме онлайн и отмеченными остановочными комплексами», - подчеркнул Алексей Шумилов, начальник Департамента городского хозяйства Вологды.
Проект реализуется в рамках заключенного муниципального контракта между МКУ «Служба городского хозяйства» Вологды и АО «Цифровые платформы и решения Умного города» (входит в РИР). В рамках первого этапа внедрено программное обеспечение и развернуты необходимые для функционирования оборудования инженерные коммуникации. Для оперативного отслеживания ситуации на дорогах установлены комплексы видеоконтроля, введено в эксплуатацию серверное оборудование обработки данных, куда стекается информация о дорожной обстановке с улиц города. Детекторы считывают количество проезжающего по определенной полосе транспорта и передают информацию в серверный центр. Они собирают информацию о средней скорости, с которой двигается транспорт, а обзорные камеры показывают сам перекресток, помогая оператору оценить дорожную обстановку на участке.
«Мы подходим к проектам ИТС, исходя из потребностей, особенностей каждого конкретного города или региона. В конечном счете, получается система, которая будет включать то, что уже есть в городе, добавит нужные звенья, и все это будет реально нужно городу и его жителям», – отметила Елена Лекомцева, директор проектного офиса «Интеллектуальные транспортные системы», руководитель проекта со стороны РИР.
Проект представляет из себя развертывание программно-аппаратного комплекса с различными модулями. В рамках первого этапа создано 6 модулей и подсистем ИТС: модуль координированного управления движением; подсистема светофорного управления; подсистема видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС и др. Кроме этого проведена интеграция периферийного оборудования ИТС: 29 светофоров и 33 комплекса видеоконтроля, организованы рабочие места операторов. Именно комплексы видеоконтроля будут отслеживать транспортные потоки и передавать информацию в центр обработки данных. В зависимости от ситуации система будет в автоматическом режиме координировать режимы работы светофоров, потоки машин и общественного транспорта, фиксировать происшествия на дорогах, чтобы затем принимать оперативные и оптимальные решения.
Видеокомплексы смонтированы, проведены пусконаладочные работы и интеграция с серверным оборудованием. Оптимизированное светофорное управление позволит разгрузить транспортные артерии города, что в конечном итоге повлияет на удобство и безопасность дорожного движения. Кроме того, в режиме реального времени город сможет получать информацию о транспортной обстановке, включая информацию о нарушениях правил дорожного движения.