Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль планирует провести переговоры на высшем уровне с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом в ноябре этого года. Как утверждает "BusinessKorea", особое внимание на переговорах будет уделено атомной энергетике.
Южная Корея намерена экспортировать не менее 10 атомных энергоблоков в срок до 2030 года, и Саудовская Аравия входит в число потенциальных потребителей южнокорейских реакторных технологий.
Издание напоминает, что в мае 2022 года Саудовская Аравия направила Китаю, России, Франции и Южной Корее приглашение принять участие в тендере на строительство двух атомных энергоблоков мощностью до 1,4 ГВт(э) каждый.
По мнению экспертов преимущество в конкурсе имеют Южная Корея и Россия, поскольку цена французского предложения будет слишком высока, а Китай не имеет опыта строительства АЭС в пустынной местности.
Для Южной Кореи самый большой риск связан с тем, что у Саудовской Аравии нет действующего соглашения с МАГАТЭ об осуществлении гарантий в связи с ДНЯО. Вместо него саудиты и агентство сотрудничают на базе протокола о малых количествах (SQP), применяемого для стран, не ведущих или ведущих в минимальных объёмах ядерную деятельность.
Отсутствие соглашения о гарантиях может привести к тому, что предложение южнокорейских атомщиков будет заблокировано США.
Дело в том, что проект APR-1400 был разработан на основе технологий компании "Westinghouse" и его лицензионная чистота под вопросом, а США при выдаче разрешения на экспорт APR-1400 могут выдвинуть к Саудовской Аравии неприемлемые для королевства условия по нераспространению.
Эксперты, опрошенные изданием, считают, что для победы в саудовском конкурсе Южная Корея должна сотрудничать с США.
Юнг Бум Джин, профессор по атомной энергетике в университете Кёнхи, полагает, что с точки зрения геополитики момент для южнокорейского проекта в Саудовской Аравии подходящий, так как победа "Росатома" в этом конкурсе стала бы для США "нежелательным результатом".