На верфи в Китае состоялась торжественная закладка киля корпуса первого атомного плавучего энергоблока (ПЭБ) в арктическом исполнении на базе реакторных установок РИТМ-200. Длина баржи составит 140 м, ширина – 30 м, вес корпуса без оборудования 9549 тонн, с оборудованием - 19088 тонн. Планируется, что корпус будет доставлен в Россию до конца 2023 года для достройки и установки энергетического оборудования.
Это первый из четырех атомных плавучих энергоблоков с установленной электрической мощностью 106 МВт каждый, предназначенных для эксплуатации в акватории мыса Наглейнгын в Чукотском автономном округе. Договор на поставку четырех ПЭБов машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш - заключил в 2021 году. Из-за сжатых сроков реализации проекта и в связи с высокой загрузкой отечественных судостроительных предприятий было принято решение об изготовлении корпусов для первых двух энергоблоков на зарубежной верфи. Схема строительства и верфь-строитель корпусов третьего и четвертого ПЭБов в арктическом исполнении будут определены в IV квартале текущего года.
Генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов в этой связи отметил:
«Это особенный для нас проект по нескольким причинам: во-первых, потому что в нем Атомэнергомаш выступает в новой для себя роли – поставщика конечного продукта – плавэнергоблоков, за которые мы отвечаем от начала до конца. Во-вторых, можно сказать, что с этого проекта начинается история целого семейства ПЭБов, разных по мощности и назначению – в арктическом и тропическом исполнении, которые АЭМ готов предложить рынку и которые, несомненно, обладают очень серьезным потенциалом для реализации крупных промышленных проектов и экспорта».
Параллельно в России уже идет изготовление оборудования ядерной энергетической установки для всех четырех плавэнергоблоков. Реакторы РИТМ-200С, которые будут на них установлены, полностью производятся на предприятиях машиностроительного дивизиона. В частности, они разработаны входящим в АЭМ «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород), заготовки корпуса реактора отливаются под Петербургом – на «АЭМ-Спецсталь», мехобработка и финальная сборка корпуса производится на подмосковном заводе «ЗиО-Подольск».