Израильские военные опубликовали ранее неизвестный разведывательный документ от 2002 года, в котором содержится предупреждение о том, что Сирия, возможно, пыталась запустить военную ядерную программу, 6 сентября сообщил Ynet.
Публикация приурочена к 15-й годовщине операции Outside the Box — удара 2007 года по объекту в сирийском районе Дейр-эз-Зор, который предположительно является секретным ядерным реактором и краеугольным камнем ядерных амбиций страны.
«Недавно стало известно, что комиссия Сирийского атомного агентства осуществляет (или выполняла) секретные проекты, о которых ранее не было известно», — уточняется в документе, составленном управлением военной разведки.
«Информация не указывает на активную военную ядерную программу в Сирии, но указывает на активность в областях, которые могут способствовать развитию такой программы, и вызывает подозрения о начале разработки такой программы».
В письмах, отправленных тогдашними премьер-министром Эхудом Ольмертом и министром обороны Эхудом Бараком командующему ВВС Элиэзеру Шекди, они поблагодарили его за успешный удар в глубине сирийской территории.
Удар по объекту, известному как Аль-Кибар, стал результатом ряда разведывательных, дипломатических, политических и военных действий, растянутых на долгие и напряженные месяцы 2006–2007 годов, которые происходили в сирийской пустыне.
Четыре истребителя F-15 и четыре истребителя F-16 взлетели с баз ВВС на юге Израиля и направились на север вдоль Средиземного моря, а затем прорвались на восток вдоль турецко-сирийской границы.
Между 00:40 и 00:53 24-тонный полезный груз был обрушен на реактор Аль-Кибар, который был построен с помощью и под руководством Северной Кореи. Реактор был стерт с лица земли вместе с ядерной программой Сирии, при этом израильские силы не понесли потерь.
По версии Ynet, в ретроспективе оказалось, что израильская атака на реактор оказала далеко идущее влияние на геополитическую ситуацию на всем Ближнем Востоке, учитывая, что Сирия уже более десяти лет вовлечена в гражданскую войну, в течение которой ядерное оружие могло бы попасть в руки радикальных группировок, борющихся с режимом.