Таможенная служба совместно с Роспотребнадзором, Росатомом, МЧС и полицией провела масштабные учения. Согласно легенде, главная задача - предотвратить перевозку опасных радиоактивных веществ через российскую границу.
Если через таможню пытается проехать автомобиль, который фонит сверх нормы, то далеко он не уедет. Ни в реальной ситуации, ни на учениях. По легенде, именно такой и пытается пробраться через пост в порту Выборга. Останавливают прямо на въезде.
Чтобы через границу не провезли ничего опасного, каждые таможенные посты оборудованы вот такими стационарными системами обнаружения радиоактивных веществ "Янтарь". В случае, если кто-то, все-таки, попытается провезти, например, ядерные материалы, то обязательно сработает специальный датчик.
Затем основная часть. Сотрудники таможни обследуют машину и находят источник излучения. Затем подключается Роспотребнадзор – измеряют наличие гамма-излучения и дают рекомендации – как безопаснее всего изъять опасное ионизирющее вещество. При этом, важно понимать, что причин повышенного фона может быть много. Законных и незаконных.
Людмила Ерёмина, заместитель начальника отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по ЛО: Это провоз минерального сырья с повышенным содержанием радионуклеидов. Ну и возможно незаконная транспортировка радиационных источников. Также радиационные источники могут быть обнаружены в металлоломе, в жд или автомобильном транспорте. Как правило, это техногенное загрязнение.
Конкретно в этом случае нужна помощь специалистов Росатома. Они подтверждают точность измерений. В работе – дезактивационные комплексы, дозиметры и другая техника. Например, беспилотник, который делает аэрогамма-съемку. Она позволяет составить представление о радиационной ситуации и установить источник излучения. Избавляются от радиоактивных материалов тоже технологично.
Чтобы захватить опасные ионизирующие элементы человеческие руки, на самом деле, сейчас не нужны. Достаточно такого небольшого робота. Он и позволяет завершить начатое.
Александр Важенин, заместитель гендиректора АО «АТЦ Росатом» по управлению безопасностью при использовании атомной энергии: У нас есть работы различных классов. В том числе, способные манипулировать и с достаточно большими элементами конструкции. То есть, если бы такая задача перед нами стояла, мы бы с ней успешно справились.
После опасный груз должен отправиться к федеральному экологическому оператору. Угроза устранена.
Владимир Скиба, начальник главного управления информационных технологий ФТС: Я считаю, что задачи, поставленные руководством, выполнены, цели достигнуты. Маленький такой комментарий – мы даже быстрее отработали, чем рассчитывали. Примерно на 20 минут у нас получилось отработать, чем мы изначально закладывали в сценарий.
За последний год Северо-Западное таможенное управление обнаружило более 10 тысяч товаров и транспортных средств с повышенным уровнем излучения. Но нетипичных ситуаций, когда кто-то пытается перевезти радиоактивные вещества через границу незаконно, единицы. Тем не менее, и в этом случае службы готовы реагировать быстро.