Постоянный представитель Китая при организациях ООН в Вене Ван Цюнь (Wang Qun) в интервью китайскому изданию "Global Times" раскрыл некоторые подробности обсуждения вопроса об альянсе AUKUS, состоявшегося на прошлой неделе во время заседания совета управляющих МАГАТЭ.
Напомним, что участники альянса (Австралия, Британия и США) намерены передать Австралии несколько атомных подводных лодок, что категорически не нравится Китаю, и он использует все дипломатические возможности для борьбы с этими планами.
МАГАТЭ не может инспектировать подводные лодки, а вот контроль за ураном, на котором работают реакторы АПЛ, входит в прямые обязанности агентства - тем более, что Австралия не обладает ядерным оружием, а уран на австралийских АПЛ будет очень высокого обогащения.
В ноябре 2021 года с подачи Китая вопрос об альянсе AUKUS был впервые включён в повестку дня заседаний совета управляющих МАГАТЭ. Звучал вопрос так: "Передача ядерных материалов в контексте AUKUS и их гарантии во всех аспектах нераспространения ядерного оружия (ДНЯО)".
У дипломатов слова имеют значение. Упоминание договора ДНЯО в увязке с AUKUS позволяло Китаю отстаивать в МАГАТЭ точку зрения о том, что передача урана, близкого к оружейному по составу, неядерному государству (Австралии) является грубейшим нарушением положений ДНЯО.
Помимо этого, формулировка предполагала, что решать вопрос об австралийских АПЛ должны страны, входящие в МАГАТЭ, "в рамках межправительственного процесса". Правда, не очень понятно, какой именно процесс имели в виду в Пекине. Но суть такова - окончательный вердикт должны выносить страны, а не МАГАТЭ.
В сентябре 2022 года страны-участницы AUKUS предложили совету управляющих изменить формулировку вопроса, а именно, обсуждать отныне "Гарантии агентства в связи с ядерными морскими двигательными установками в рамках AUKUS".
"Здесь стоит отметить два момента. Во-первых, они намеренно использовали слова "гарантии агентства" в качестве прикрытия, вообще не упоминая ДНЯО. Во-вторых, они под словами "ядерные морские двигательные установки" пытались скрыть истинную природу незаконной сделки, а также последствия распространения ядерного оружия", - пояснил Ван Цюнь.
"Посредством политического маневрирования три страны попытались заставить секретариат МАГАТЭ предложить оценку гарантий, исключающую из рассмотрения сделку по АПЛ в рамках AUKUS, а затем заставить совет управляющих МАГАТЭ принять её, воспользовавшись голосованием в совете, чтобы помочь узаконить их незаконное распространение", - добавил китайский дипломат.
Иными словами, англосаксонский альянс предпринял попытку понизить важность вопроса об AUKUS, сведя его к рутинному обсуждению подходов к контролю МАГАТЭ за передаваемыми ядерными материалами.
Китайская делегация с новой формулировкой категорически не согласилась, так как в случае её принятия мнение МАГАТЭ и его секретариата оказалось бы выше мнения стран, и ни о каком "межправительственном процессе" по AUKUS говорить не пришлось бы.
"На многосторонние проблемы нужно реагировать и решать их многосторонними средствами. Сделка по АПЛ в рамках AUKUS выходит за рамки существующего мандата и компетенции секретариата МАГАТЭ. Это не то, что может быть рассмотрено на двусторонней основе тремя странами и секретариатом агентства. Вопрос должен быть рассмотрен государствами-членами МАГАТЭ", - считает Ван Цюнь.
По словам китайского дипломата, позиция Китая получила "широкую поддержку со стороны широкого круга государств-членов МАГАТЭ".
Однако дипломатическая битва далека от завершения. Поэтому Китай призывает участников AUKUS "воздержаться от дальнейшего сотрудничества до достижения консенсуса между государствами-членами агентства".
Но получится ли достигнуть желаемого Китаем консенсуса? Строить прогнозы на этот счёт китайский дипломат не стал.