К новому учебному году Томский политехнический университет (ТПУ) модернизировал учебную лабораторию в Инженерной школе энергетики. В ней появилось новейшее оборудование с использованием технологий виртуальной реальности. На ремонт помещения и создание многофункциональных комплексов на базе вуза было потрачено более трех миллионов рублей. Создание инновационной образовательной среды проведено за счет средств федеральной программы «Приоритет 2030» по стратегическому проекту «Энергия будущего».
В аудитории были установлены высокопроизводительные компьютеры и VR-тренажеры для работы исключительно в виртуальном пространстве, моделирующем реальные производственные процессы тепловых и электроэнергетических установок.
«Лаборатория является фундаментом проекта «Цифровая экосистема в энергетике», которая позволит объединить все направления Инженерной школы энергетики ТПУ от производства тепловой и электрической энергии до ее потребления, преобразования, передачи и управления на различных уровнях. Появление VR-тренажеров позволит усилить образовательные программы в части получения студентами навыков и компетенций, которые им будут необходимы на реальных предприятиях топливно-энергетического комплекса», — уверен старший преподаватель отделения электроэнергетики и электротехники ТПУ, технической руководитель программы Михаил Попов.
Для проведения практических занятий аудитория оснащена программным обеспечением, разработанным в ТПУ, шлемами для VR, камерами и виртуальными учебными комплексами. Заниматься на них будут студенты третьего и четвертого курса, магистранты первого курса, а также специалисты предприятий-индустриальных партнеров в рамках курсов повышения квалификации. Одновременно на тренажерах индивидуально смогут работать девять обучающихся. В перспективе планируется внедрить режим мультиплеера. В нем несколько студентов смогут работать над одним проектом, что приблизит обучение к реальному производственному процессу.
«До конца 2022 года будет реализовано четыре сценария подготовки специалистов по направлению теплоэнергетика и 11 сценариев – по направлению электроэнергетика. Это комплекс для отработки навыков оператора химводоподготовки, настройки теплового узла, оперативного переключения на подстанции, диагностики и испытания электрооборудования, монтажа и наладки силового оборудования. Все VR-сценарии отвечают актуальным задачам образовательных программ по подготовке студентов-энергетиков. Это позволит повысить качественную подготовку наших выпускников, престиж профессии и конкурентно ориентированную среду для партнеров», — поясняет руководитель проекта «Цифровая экосистема в энергетике», заместитель директора по развитию Инженерной школы энергетики ТПУ Александр Ивашутенко.
Занятия в модернизированной аудитории уже стартовали. В будущем планируется предоставить возможность студентам-энергетикам защищать дипломные работы с использованием VR-технологий.