Состоялось заседание рабочей группы Совета Федерации по мониторингу реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности». Участники заседания подвели предварительные итоги работы ФГУП «ФЭО» в качестве федерального оператора по обращению с отходами I и II классов и обозначили приоритеты на ближайшую перспективу в части законодательного обеспечения и региональной поддержки.
«Мы вступили в период правоприменения тех законодательных норм, которые готовились с 2019 года. Сейчас работа продолжается, и мы будем в дальнейшем оперативно принимать те или иные эффективные решения. Что уже сделано: мы предоставили возможность предприятиям самостоятельно перерабатывать образующиеся у них отходы I и II классов при наличии соответствующих мощностей. Поддержали инициативу о внесении в КоАП изменений об усилении ответственности за непредоставление или предоставление недостоверной информации в системе ФГИС ОПВК», - отметил Дмитрий Тетенькин, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
На сегодня в системе ФГИС ОПВК зарегистрировано почти 50000 пользователей, что составляет 28000 юридических лиц и примерно 50% от общего количества отходообразователей в стране в соответствии с данными формы 2-тп (отходы). Все крупные компании металлургической отрасли, нефтегазового сектора и нефтехимии, транспортные компании уже работают с федеральным оператором.
Федеральный оператор постоянно занимается развитием и совершенствованием системы ФГИС ОПВК. «Это более эффективная интеграция с другими информационными системами, доработки из правоприменительной практики, корректировки, связанные с предложениями пользователей в части дополнительного функционала и оптимизацией бизнес-процессов. Всего более 30 корректировок до конца 2023 года», - поделился планами по дальнейшей работе Андрей Лебедев.
На законодательном уровне ведется большая работа по доурегулированию вопросов по сбору опасных отходов от населения.
«В первую очередь речь про свинцово-кислотные аккумуляторы, их сбор у населения был отлажен и давал порядка 80% вторичного свинца, который сейчас по понятным причинам особенно востребован. Весной мы внесли в Госдуму законопроект, который предусматривает, что положения о необходимости передачи отходов I и II классов федеральному оператору не распространяются на компании, осуществляющие сбор отходов у физических лиц. Ждем позицию Правительства по данному вопросу. Понятно, что это точечное решение, и нам нужно не останавливаться, продолжать искать комплексное решение в отношении организации сбора всех опасных отходов, образующихся у населения (батарейки, лампочки, градусники и пр.)», - рассказал Александр Коган, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.
Отдельно обсуждалось, что включение федерального оператора в систему РОП позволит сформировать экономические стимулы при сборе отходов от населения.
«Делить ликвидные отходы с неликвидными с точки зрения общей заложенной государством концепции регулирования опасных отходов в рамках «одного окна» не стоит. В ТКО тоже есть ликвидные виды отходов, но оператор один. Необходимо обеспечить экономическое стимулирование для тех, кто образует ликвидные отходы, за счет механизма РОП», - предложил Александр Закондырин, председатель Общественного совета Минприроды России.
Интересен успешный опыт регионов в организации системы сбора отходов I и II классов от населения. Например, в Санкт-Петербурге организованы стационарные экопункты на базе 20-футовых контейнеров, которые позволяют принимать расширенную номенклатуру опасных отходов, расположено 480 экотерминалов в 18 районах города в местах с максимальной проходимостью, курсируют 2 экомобиля по регулярным маршрутам.
«Мы видим, что население готово к тому, чтобы сдавать образующиеся у них опасные отходы правильно, видим общественный запрос. Надеемся, что наш опыт может быть успешно использован в других регионах страны», - отметил Михаил Страхов, заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.
Рабочая группа продолжит обсуждать систему обращения с опасными отходами, вносить предложения по доработке законодательства и совершенствованию работы ФГИС ОПВК. Первостепенным является учет и контроль для исключения попадания таких отходов в окружающую среду.
«Мы должны быть уверены, что работающие на рынке операторы действительно выполняют природоохранное законодательство и обеспечивают качественную переработку отходов, что их мощности соответствуют предоставляемым в систему данным. Без качественного государственного учета и контроля невозможно обеспечить вывод опасных отходов из «серого рынка», - отметил Амирхан Амирханов, советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
«Вопросы есть, но они носят точечный характер. Мы услышали предложения по совершенствованию работы ФГИС ОПВК и законодательства. Никто не высказался против необходимости системной работы с опасными отходами»,
- резюмировал Олег Цепкин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.