Компания "Fortum" подтвердила финским СМИ, что до 2030 года у неё имеются контрактные обязательства по приобретению топлива для АЭС "Loviisa" у российской компании ТВЭЛ.
АЭС "Loviisa" состоит из двух блоков с реакторами ВВЭР-440 и представляет собой первый опыт советских атомщиков по строительству атомной станции в капиталистической стране.
Блоки были введены в эксплуатацию в 1977 и 1981 годах, соответственно. Работать блоки собираются долго, уже известно, что "Fortum" будет подавать заявку на продление эксплуатационных лицензий до 2050 года.
Исходно станция использовала советское/российское топливо. Но в истории "Loviisa" был период, когда топливо поставляла американская компания "Westinghouse".
Если быть точными, то разработкой альтернативного топлива для ВВЭР-440 занималась британская компания BNFL, которой на тот момент принадлежал "Westinghouse", при участии IVO (Финляндия, предшественник "Fortum") и венгерской АЭС "Paks".
В 1996-1998 годы были разработаны проекты ТВС "NOVA E-3" и рабочей кассеты NOVCA. В июне 1998 года опытная партия из четырёх ТВС и одной рабочей кассеты была поставлена на площадку второго блока АЭС "Loviisa".
Изготовителем опытной партии, как и последующих регулярных перегрузочных партий, выступила испанская компания "Enusa Industrias Avanzadas, S.A.". Всего на финскую станцию с 2001 по 2007 год было поставлено семь перегрузочных партий от BNFL/Westinghouse, после чего финны вновь вернулись к топливу из России.
Потеряв последнего и единственного заказчика, компания "Westinghouse", в чью интеллектуальную собственность в 2005-2006 годах перешли "NOVA E-3" и NOVCA, закрыла свой топливный бизнес для ВВЭР-440 в 2008 году.
Из архива старые проекты "Westinghouse" достал в 2014 году после возвращения Крыма в состав России. Американцы как минимум рассчитывали на два украинских блока с ВВЭР-440, но были бы не против потеснить ТВЭЛ и с рынка восточноевропейских ВВЭР-440 (Венгрия, Словакия, Финляндия и Чехия).
Удивительно, но две страны и две станции, в прошлый раз проявившие наибольший интерес к появлению альтернативного поставщика топлива для ВВЭР-440, сегодня демонстрируют к американским попыткам откровенное равнодушие.
И если действия венгров с АЭС "Paks" были предсказуемы, то молчание финских "Fortum" и АЭС "Loviisa" может, на первый взгляд, выглядеть загадкой.
Финские обозреватели, комментирующие высказывания представителей "Fortum" о том, что у компании есть контрактные обязательства перед ТВЭЛом, обсуждают техническую возможность замены топлива (технических проблем нет, замена возможна и была реализована на практике в 2001-2007 годах) и наличие политической подоплёки (конечно же, она есть у самого факта обсуждения необходимости альтернативного топлива для ВВЭР-440).
Но они забывают о самом главном вопросе: почему в 2007 году финны уже отказывались от американского топлива и возвращались к российскому?
Ответ на самом деле прост. Один из главных козырей отечественных атомщиков - индивидуальный подход к потребностям заказчика. Фактически у восточноевропейских ВВЭР-440 разное российское топливо, спроектированное в зависимости от того, какие параметры больше волнуют заказчика. Например, при разработке ТВС второго поколения с твэлами диаметром 8,9 мм финский и венгерский заказчики выдвинули отличающиеся друг от друга требования. Если на "Loviisa" предпочитали сохранить мощность блока и длину кампании, но снизить обогащение подпитки, то на "Paks" при сохранении длины кампании настаивали на уменьшении количества кассет на перегрузку. Соответственно, для обоих заказчиков в ТВЭЛе были разработаны и предложены удовлетворяющие их пожеланиям топливные циклы.
Подход "Westinghouse" иной. Американская компания намерена предлагать заказчикам с ВВЭР-440 унифицированные стандартные кассеты - вне зависимости от того, удобно это заказчику или нет.
Легко догадаться, что финнам, избалованным вниманием со стороны ТВЭЛа, переход на стандартные американские изделия не по душе, и поэтому они предпочитают держаться за контрактные обязательства перед россиянами. А вот чехам и словакам, возглавляющим сегодня европейское движение за внедрение на ВВЭР-440 нерусского топлива, ещё только предстоит узнать, что за такое внедрение придётся сначала платить, а потом и расплачиваться.